Темы: Награда, Свобода выбора, Авраам, Свобода, Работа, Жизнь, Желание
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Всё чаще стала ловить себя на мысли, что не чувствую внутренней свободы, хотя жизненные ситуации идут по тому сценарию, что я хотела (или мне думалось, что хотела). Как оказалось, это, наоборот, выматывает меня настолько, будто нахожусь в тюрьме обстоятельств и не могу выбраться.
Почему так случается? То, что, казалось, должно избавить от дисгармонии, — душит еще больше. Даже на психосоматическом уровне телу тяжело, впечатление, что несу камни на плечах. Является ли это сигналом ложного пути и выбора? N.
Здравствуйте, N.!
Спасибо, что поделились своими чувствами и ощущаемой проблемой. Прежде всего, следует отдать Вам должное: Вы честны с собой. А то бывает, что человек к чему-то стремится, заполучает это, а потом на самом деле ему нехорошо и, может быть, он даже чувствует это в глубине души, но ни себе, ни тем более другим в этом не признается. Ведь он к этому стремился, значит, всё должно быть хорошо. Иначе получится, что он ошибся! Что не туда шел! И столько времени и сил потратил вроде бы зря! Нет, такого быть не может! Ему хорошо!!! И корчит улыбку, и изображает счастье, чтобы убедить всех, а главное, себя, что всё в порядке.
Поэтому, например, люди, переехавшие с одного места на другое — в другой город, другую страну и т. п., — часто ругают предыдущее место жительства последними словами и не перестают выискивать его недостатки, чтобы доказать себе: правильно сделали, что уехали! А то на новом месте на самом деле трудно, есть много проблем и разочарований, «хотели, как лучше, а получилось…» Так, может быть, зря переместились? — Нет, не зря, ведь прежнее место вообще невозможное!
Но Вы говорите честно: стремилась к чему-то, достигла, но теперь чувствую: что-то не так. Браво за честность.
С другой стороны, чтобы точнее определить, в чем тут проблема и что можно сделать, понадобится больше конкретики. Что именно Вы хотели и получили? А теперь, заглядывая себе в душу, как Вы умеете, ответьте себе: чего хотите на самом деле? Тут возможны варианты.
Быть может, действительно избранный путь на самом деле не такой, каким казался изначально, и нужен другой. (И это вовсе не обязательно означает, что Вы изначально ошиблись и поступили неправильно, ниже рассмотрим, почему).
А, может быть, путь в принципе правильный, но нужна корректировка.
А, может быть, даже корректировки не нужно, а нужно терпение, и тогда со временем именно на этой тропе почувствуете себя более комфортно и ощутите, что это действительно Ваш путь.
Не зная конкретики, не могу сказать, какой из этих вариантов правильный — а, может, еще какой-то, не факт, что я смог всё продумать и предусмотреть. Это только Вы сама можете знать или те, кто лучше знаком с Вашей ситуацией.
Единственное, о чем могу что-то сказать: Вы говорите о «выматывании», о «потере свободы» и «нахождении в тюрьме обстоятельств». Это напоминает о том, что прошла не так давно одна моя родственница. Она мечтала о продвижении и высокооплачиваемой работе, трудилась, получила необходимый диплом, была принята на работу, которая вроде бы соответствовала критериям ее мечты, и… пошли примерно те же слова.
Жутко выматывающая работа: там не хватало сотрудников, поэтому нагрузка была запредельной, ни секунды вздохнуть, «вся моя жизнь уходит туда, больше ничего не остается». Вставала и уезжала рано утром, приезжала к вечеру мертвая, падала в постель, ни о чем с ней не заговоришь, у детей нет матери, у мужа нет жены, по выражению Толстого — «живой труп».
Все намеки на то, что надо бы нанять больше сотрудников и лучше организовать дело, начальством не воспринимались. В таких обстоятельствах единственное решение — действительно признать, что это не то, и найти более комфортную работу, на которой будешь — да, трудиться, но жить, а не так погибать. Что она и сделала.
Как раз это — пример корректировки: не то чтобы путь в принципе выбран неверно, но конкретно эта работа — не та тропа в нужном направлении, надо другую.
Похоже ли это на Ваши обстоятельства? Означают Ваши слова то же, что и ее, или совсем другое? Скажите Вы.
Я же поясню, почему, даже если приходится признать, что нужен иной путь, это не означает, что изначально была совершена ошибка и сделан неправильный выбор:
Нам может казаться, что истинно успешный путь — это гладкий и прямой, без ошибок и сбоев. Не то чтобы такого не могло быть, но очень часто успешный путь — именно извилистый, со сменой или корректировкой направления, а то и многими такими сменами и корректировками.
Какое-то направление нам кажется правильным, идем туда, но потом возникает чувство, что нет, на самом деле надо не туда, а сюда, и меняем курс — бывает, что по нескольку раз. Это значит, что мы каждый раз ошибаемся? (Ведь действительно такое называют «методом проб и ошибок»).
Необязательно. Мы не дураки, изначально нам казался правильным первый путь потому, что так действительно подсказывали логика и/или интуиция. В тех обстоятельствах, с теми аргументами, фактами и ощущениями, правильным выбором был именно этот. А потом обстоятельства изменились, подталкивая нас к иному выбору. Тоже правильному.
Как так?
А вот как: всё это мы делали по воле Б-га. Он во многих случаях не открывает нам сразу конечную цель, а дает чувство/аргументы и факты, что нужно идти так. А потом дает иное чувство. Пока таким путем не приведет к цели.
Но почему же Он ведет нас таким извилистым и трудным путем, а не напрямую, ведь это дорого нам стоит!
А потому, что именно так мы набираемся опыта, познаем себя и приходим к конечной цели, ценя ее и осознавая: именно это — мое! Ибо уже перепробованы другие пути и мы знаем, что «это не оно». И потому ценим то, что получаем в конечном итоге.
А также — таким образом Б-г дает не одну награду за правильный выбор и прохождение пути, а много таких наград, за каждый правильный выбор и прохождение каждого пути. Да, хотя мы свернули посередине, изначально мы думали, что «это то», потому намеревались пройти весь путь до конца. И награду получаем за это намерение такую, как будто действительно прошли весь путь.
Именно так Б-г вел Авраама, когда повелел ему покинуть свою родину и отчий дом и направиться «в землю, которую Я укажу тебе» (Берешит 12:1). Этой страной оказалась Земля Израиля, но Б-г изначально ему этого не открыл, «чтобы дать награду за каждый шаг» (Раши[i] в комментарии к этому стиху). Как именно? Согласно Магиду из Дубно[ii], именно так, как мы объяснили здесь. В отдельной статье можно прочесть подробнее о том, как извилистый путь, со всеми его поворотами и этапами, оказывается именно тем, что приводит к цели.
Так что не страшно, если придется признать, что надо изменить курс. И изначально был сделан правильный выбор, и теперь будет сделан, понадеемся, правильный, и Б-г наградит за оба.
Вопрос лишь в том, куда идти теперь, действительно ли корректировать или набраться терпения и упорно шагать в прежнем направлении? Думайте, анализируйте свои чувства, советуйтесь с теми, кто знает Вас и конкретику Вашего выбора, и пусть Б-г Вам поможет так или иначе прийти к заветной цели, где будет свобода и жизнь.
С уважением, Меир Мучник
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Раби Яаков бар-Зэев Кранц (Магид из Дубно, 5501-5565 / 1741-1804, Литва, Польша, Украина, Германия) — выдающийся даршан — общественный проповедник, выдающийся знаток Торы, ученик и друг Виленского Гаона.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир
Что лучше: быть в постоянной злобе или снять сексуальное напряжение?
Рав Натан Агрес
Ведь Тора еще не была дарована?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Натан Агрес
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Меир Мучник
В Израиле и религиозные, и светские евреи — не антисемиты, и те, и другие — у себя дома. Как быть?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.