Темы: Авраам, Заповеди, Изучение Торы, Натан Агрес, Единство Б-га, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧему учил Праотец Авраам своих учеников и сыновей, ведь Тора ещё не была дарована ему и вообще человечеству? Р.
Уважаемый Р.,
Роль нашего праотца Авраама и его влияние на историю человечества в целом переоценить невозможно. Он родился в эпоху расцвета язычества и идолопоклонства, да ещё в семье высокопоставленного чиновника, приближённого к царю Нимроду (нимрод в переводе — «восстанем [против Б-га]»). И уже с самых ранних лет начинает поиск истины. Постоянно вдумываясь в окружающий его мир и анализируя происходящие в нём процессы, он приходит (в 48 лет!) к однозначному выводу о Первопричине, о Единой Силе, Которая породила всё сущее и постоянно продолжает его поддерживать. Другими словами, он приходит к идее монотеизма.
В отличие от других праведников — своих предшественников и современников — Авраам не «бережет» это открытие лишь для себя и узкого круга учеников, а, что называется, отправляется в массы. И открыто оспаривает утверждения своих оппонентов (что стоило ему десяти лет тяжкого заключения, а затем лишь открытое чудо спасло его от смерти в огне!). Рамбам (Идолопоклонство, гл. 1) пишет, что у него были десятки тысяч учеников и последователей, и знание о Едином Б-ге стало распространяться во всём мире. Отсюда и объяснение имени Авраhам — ав hамон гоим — «отец множества народов» (Бэрейшит 17:4): он научил их истинному знанию (Рамбам, комментарий к мишне Бикурим 1:4).
Но это было лишь началом его пути. В той же степени, что он «открыл» величие Б-га, он «открыл» и величие человека, созданного по «образу и подобию» Творца. Т.е. раскрыл, что вся суть и цель творения сводятся к служению человека Единому Б-гу, а более конкретно — к развитию и совершенствованию этого самого «образа и подобия», той самой Б-жественной частички, которая есть в каждом человеке.
После того, как Авраам вступил в союз с Всевышним, сделав обрезание, Всевышний сказал (Бэрейшит 18:19): «…знаю Я, что он (Авраам) заповедует своим потомкам следовать путём Господа, поступать милосердно и справедливо». Рамбам (ИльхотДэот — «Законы о качествах характера») поясняет, что слова «путём Господа» следует связать с другими словами Торы — «и иди путями Его» (Дварим 28:9). Наши мудрецы трактуют это как призыв развивать в себе те качества, которые проявляются в деяниях Всевышнего: как Он милосерден, так и ты будь милосердным, и т.п. И именно этим — совершенствованием своей души — занимался Авраам и его последователи. Помимо общего совершенства, особых высот достиг Авраам в области хесед — милосердия к людям.
Даже до дарования Торы, обладая ясным разумом и чутким сердцем, человек мог прийти к полноценному служению. Рабейну Бехайе около тысячи лет тому назад составил фундаментальную книгу — инструкцию к путям служения и назвал её «Обязанности сердец». Кроме ссылок на слова Торы и мудрецов, почти по каждому вопросу он приводит логические доводы, обязывающие человека поступать именно так, а не иначе. Подобным образом пришёл к служению и Авраам.
Но впоследствии Авраам удостоился пророческого дара и с его помощью постиг суть и необходимость соблюдения заповедей Торы, которую в будущем получили его потомки. В каббалистической книге Зоар говорится, что заповеди — это приказы Царя, но они подобны также советам знающего врача. Соблюдая их, человек гарантирует себе доброе здоровье — как в материальном, так и в духовном плане. Т.е. заповеди отражают определённую духовную реальность, скрытую от поверхностного взгляда, поэтому их соблюдение было возможно и до дарования Торы. Авраам и его ученики соблюдали заповеди, о чем свидетельствует Писание (Бэрейшит 26:5): «За то, что внимал Авраам Моему голосу и соблюдал Мои предостережения, повеления, уставы и законы». А наши мудрецы сказали о нем: «Соблюдал Авраам всю Тору»!
Нам, его потомкам, остаётся продолжать и развивать начатое им. Ради этого была дарована нам Тора и заповеди. Еврейский народ из поколения в поколение передаёт наследие, полученное от праотцев, и с каждым новым звеном приближает конечное исправление мира и человека.
С уважением, Натан Агрес
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Иудаизм — монотеистическая религия. Она не только проповедует самосовершенствование, но и призывает помогать ближнему.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Захария Матитьяу
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Хана Лернер
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его