Темы: Дарование Торы, Рамбам, Авраам, Рамбан, Национальность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. У меня следующий вопрос. Я слышал, что во время зачатия мать-еврейка притягивает еврейскую душу, и рождается, соответственно, еврей или еврейка. Также, насколько я знаю, до получения Торы еврейство передавалось по отцу, а после получения Торы еврейство передаётся по матери.
То есть после получения Торы Творец изменил механизм получения еврейской души? Правильно я понимаю? А каков был этот механизм, когда еврейство передавалось по отцу?
Кстати, некоторые атеисты приводят этот аргумент, когда хотят сказать, что еврейскую религию просто придумали люди. И в определённое время законодатели стали определять еврейство по матери просто потому, что это было удобно с бытовой точки зрения. Как можно было бы им возразить? Леонид
Уважаемый Леонид!
Вы затронули очень интересную тему.
Действительно, в главе Эмор (Ваикра 24:10-14, 23) говорится о человеке, мать которого была из колена Дана. Обсуждая это, Рамбам[i] приводит мнение мудрецов Франции[ii]: до дарования Торы еврейство передавалось по отцу, и только после дарования Торы закон стал такой, что еврейство передается по матери. Рамбан[iii] спорит с этим и говорит, что оно передается по матери с Авраама.
О самом вопросе. Почему по Торе еврейство передается по матери, т.е. если папа нееврей, а мама еврейка, то ребенок еврей, а если папа еврей, а мама нееврейка, то ребенок нееврей?
Интересно, законы Торы в других случаях иные. Если еврей из одного колена женится на еврейке из другого, ребенок идет по отцу. Например, если парень из колена Леви женится на девушке из колена Йеуды, ребенок будет Леви. Если парень из колена Шимона женится на девушке из колена Иссахара, ребенок будет принадлежать к колену Шимона.
Так же обстоит дело при смешанных браках между представителями других народов. Есть особые законы об амонитянах и моавитянах. Если парень из Моава женился на девушке из другого народа (не еврейке), то ребенок будет моавитянином — по отцу.
Т.е. мы видим, что когда речь идет о браке между евреем и еврейкой и неевреем и нееврейкой, — ребенок считается по отцу. Теперь понятно, что дело не в «удобстве», а — такой закон. Почему же, когда один из пары еврей, — такое исключение?
Я понимаю, что когда оба евреи или оба неевреи, — это семья, а в семье ребенок идет по отцу. Еврей с нееврейкой и нееврей с еврейкой не становятся семьей, они не «склеиваются», поэтому ребенок идет по матери, «из которой он вышел». Когда есть понятие семьи — ребенок идет по отцу, когда нет понятия семьи — идет по матери. В случае брака еврея с нееврейкой и нееврея с еврейкой нет понятия семьи. Поэтому идут по матери.
С какого момента евреи стали «не склеивающимися»? Согласно Рамбану — с Авраама, когда Б-г заключил с ним союз, он уже стал «выделенным». А согласно мудрецам Франции — только с момента дарования Торы.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
[i] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[ii] Мудрецы Франции или мудрецы Прованса, также мудрецы Провинции — группа тальмидэй хахамим, живших на протяжении нескольких поколений в Провансе, к западу от Роны, а также в части Лангедока, начиная с 9 века. Центр мудрецов Прованса находился в Нарбонне, были центры и в других городах. Их учение и галахические постановления распространялись по всей Европе и в Северной Африке; но больше они поддерживали связь с общинами Испании. Среди них — раби Ицхак Саги-Наhор, раби Яаков а-Коэн, раби Ицхак а-Коэн, раби Авраам бен-Ицхак из Нарбонны, раби Мешулам бар-Яаков, раби Аба-Мари из Монпелье, раби Моше а-Даршан и др.
[iii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Один из величайших еврейских мудрецов всех времен, глава своего поколения
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Рав Реувен Куклин
Ни в одной религии такого нет!
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Ашер Кушнир
Кто и зачем придумал этот закон?
Рав Реувен Пятигорский
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Ш.Л. Абрамович
В 1263 году, по инициативе короля Испании, состоялся диспут — между РАМБАНом и доминиканским монахом, крещенным евреем, братом Пабло. Рамбан битву умов выиграл. Не желая, чтобы аргументы священника были окончательно разбиты, король прервал диспут, сказав: «В первый раз вижу человека, который, будучи неправ, так ловко и убедительно сумел бы отстаивать свою позицию… »
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Наставление для заблудших
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его