Это правда, что Б-г изучает Тору?21 августа, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом. Интересуюсь иудаизмом. В одном труде прочитал: «То, что изучению Торы предавалось огромное значение, вероятно, представлялось евреям обоснованным: ведь одно из еврейских преданий сообщает, что Сам Всевышний усердно изучает Тору по три часа в день. Поэтому понятно, что некоторые евреи скажут: “Если уж Сам Всевышний усердно изучает Торы, тем более это должны делать Его земные создания: им следует погрузиться в учебу с головой”». Это правда, что Б-г изучает Тору??? Читать дальше |
|
Во Втором Храме не было Шхины (Божественного присутствия)?!9 августа, отвечает Рав Натан Агрес На одной лекции слышала, что во Втором Храме не было Шхины (Б-жественного присутствия). Но как это следует понимать?! По-моему, Храм без Б-га — это (извиняюсь за сравнение) всё равно, что бассейн без воды, сад без роз и рамка без картины! Вся цель постройки Храма — в создании места для пребывания Б-га на земле среди людей, а если изначально во Втором Храме Б-жественного присутствия не было, зачем вообще Б-г заповедал через своих пророков его построить? Очень прошу разъяснить мне этот вопрос, Аня. Читать дальше |
|
Можно ли рубить деревья на участке, чтобы построить дом?25 января, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте. У меня такой вопрос. У меня есть участок в Подмосковье, хочу построить дом летом. На участке много деревьев, можно их сейчас срезать? Или уже нельзя? Просто мне говорят: нельзя трогать деревья, так как сейчас уже дни после Ту би-Швата и деревья уже будут готовиться к пробуждению. В. Читать дальше |
|
Устную Тору разрешили записать. Теперь можно изменять Письменную Тору?21 августа 2023 года, отвечает Рав Леви Ицхак Риц Шалом, уважаемые равы. Трудно без вашего участия разобраться в понятиях иудаизма и их значении. Поясните, пожалуйста, для чего Б-г, дав Моше две Торы, в одной запретил что-либо менять, а другую запретил записывать? Теперь же одна Тора освободилась от запрета (Устная), она записана. Что же будет с другой, Письменной? Почему один запрет отменен и кем? Павел Читать дальше |
|
Запись Устной Торы — нарушение запрета?14 августа 2023 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Не является ли запись Устной Торы нарушением завета, ведь она была дана в устном виде неспроста? Читать дальше |
|
Что значит «наслаждаться субботой»?10 мая 2023 года, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом, уважаемый раввин. В книге Йешая 58:13, 14 написано: (13) Если удержишь в субботу ногу свою (удержишься) от исполнения дел твоих в святой день Мой и назовешь субботу отрадой, святой (день) Г-сподень — почитаемым, и почтишь ее, не занимаясь делами своими, не отыскивая дело себе и не говоря ни слова (об этом), (14) То наслаждаться будешь в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли, и питать буду тебя наследием Йаакова, отца твоего, потому что уста Г-сподни сказали (это). Это значит, что надо стараться делать субботу очень приятным днём? То есть в течение недели надо продумать, что можно сделать в субботу, чтобы максимально насладиться этим днём? Авраам Читать дальше |
|
Почему в наше время не происходят чудеса, подобные тем, что описаны в Торе и в Талмуде?3 мая 2023 года, отвечает Рав Менахем Эпель Здравствуйте, уважаемый раввин! Объясните, пожалуйста, почему в наше время не происходят чудеса, подобные описанным в Торе и в Талмуде. Константин. Читать дальше |
|
Можно ли молиться в комнате, где висят иконы?26 января 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Иногда мне по работе приходится ездить в командировку в другой город. Там нет синагоги, и я останавливаюсь у своих знакомых. У них в доме висят «иконы», которым они поклоняются, и я не могу попросить их убрать, т.к. это вызовет негативную реакцию. Как мне там молиться? Читать дальше |
|
Cмерть — это судьба или случайность?25 января 2023 года, отвечает Рав Нахум Желязник Уважаемый, раввин, здравствуйте. Я студент, недавно начал изучать Тору, и у меня созрел вопрос: смерть — это судьба или случайность? Авигдор Читать дальше |
|
Еврейский закон был гибким, пока его не записали в Талмуде?7 сентября 2022 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Здравствуйте. Читал, что есть мнение, что до того, как был составлен Талмуд, бОльшая часть Галахи (еврейского Закона) была гибкой за счёт её устной передачи. В то время как кодификация в Талмуде сделала Галаху негибкой, что пошло вразрез с традицией передачи Устной Торы. Так ли это? Спасибо. Артем Читать дальше |
|
Какие неприятности будут у человека в этом году, определяется в Рош а-Шана?29 августа 2021 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! У меня такой вопрос: из Мишлей я узнал, что (дословно не помню, но суть следующая) Б-г может давать неприятности тогда, когда хочет, чтобы ты стал более духовным, стал больше верить, обратить твоё внимание на то, что, возможно, ты что-то делаешь не так. И в то же время смотрел информацию о Рош а-Шана, и, как оказалось, в этот день как раз и определяется сколько (в том числе) неприятностей будет у тебя в этом году. Так как же понимать это? Определяется ли количество проблем в Рош а-Шана или же всё-таки в момент, когда ты ведёшь себя неугодно Всевышнему? С уважением, Дмитрий Читать дальше |
|
Допустим ли по Торе плюрализм мнений?13 июня 2021 года, отвечает Рав Меир Мучник Может ли быть согласно Торе плюрализм мнений? И в какой степени это допустимо по разным вопросам? И как определить грань, где это допустимо, а где нет? Читать дальше |
|
Наверное, не хватит жизни человеческой, чтобы выучить только комментарии к Талмуду?27 апреля 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Шалом, уважаемый Рав! Прочитал на Вашем сайте статью «Что такое Талмуд?», в конце статьи скопировал несколько строк, это и будет мой вопрос: «Изучение Талмуда обычно включает в себя изучение многих книг, написанных о Талмуде мудрецами всех поколений, начиная с гаонов, ришоним, ахароним (поздних комментаторов — “последних”) и кончая мудрецами наших дней». Уважаемый Рав, за время существования иудаизма, особенно — с началом книгопечатания, было выпущено, наверное, не меньше, чем несколько десятков тысяч прекрасных и мудрых книг! Ведь, наверное, не хватит жизни человеческой, чтобы выучить литературу только по комментариям к Талмуду. А остальная литература? Как же молодые евреи, ученики ешив с этим справляются? И последнее: вот прожил молодой еврей долгую (дай Бог!) жизнь, прочёл и изучил несметное количество духовной иудейской литературы, всю жизнь и учил, и учился и… умер в глубокой старости. И что, все знания пропали? И никогда больше не пригодятся? Или душа будет помнить всё? Спасибо заранее за ответ. Анатолий Читать дальше |
|
Я — медсестра. Могу ли я сделать маме прививку от коронавируса?7 марта 2021 года, отвечает Рав Яков Шуб Я работаю медсестрой, и мама часто просится прийти ко мне сделать анализ крови или другие медицинские процедуры. Вот сейчас она хочет прийти ко мне сделать прививку от короны, могу ли я это делать? Читать дальше |
|
Почему одни книги вошли в канон, а другие — нет?18 февраля 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Подскажите, пожалуйста, как устанавливался канон Писания? Какие критерии принимались во внимание? Почему одни книги вошли в канон, а другие нет? Заранее благодарю! Да благословит вас Всевышний благословением, которое обогащает и печали с собою не приносит! Читать дальше |
|
Что говорит еврейский закон о переносе останков умерших в Израиль?14 января 2021 года, отвечает Рав Яков Шуб В Торе говорится, что наши праотцы просили, чтобы их похоронили в Израиле. Есть ли такая заповедь для всех? Что говорит еврейский закон о переносе останков в Израиль? Ури Читать дальше |
|
Что делать с самокопанием и прокрастинацией? Смотрю, как медленно тону…21 декабря 2020 года, отвечает Рав Элияу Левин Здравствуйте. В школе, года 4 назад, я, бывало, спорил с учителями. Летом я вспомнил, как поспорил с учителем психологии на уроке самопознания. Я не помню, чем всё закончилось, но мне показалось, что учителю было неприятно, что кто-то оспаривает его мнение. Я захотел извиниться, не раз подходил к его дому, но так и не решился позвонить. Я не знал что сказать — «Помните, 4 года назад мы на уроке поспорили? Извините, пожалуйста»? Множество разных мыслей приходило в голову: что это вовсе не оскорбление, а рабочий момент, может быть, просто нарушение дисциплины, что здесь не за что извиняться. Однако, когда приходил домой, появлялись другие мысли: что я разрешил себе не извиняться и что на всю жизнь за мной останется этот должок. После вспомнил, что в нулевом или в первом классе толкнул мальчика и тот ударился головой о стену и заплакал. Кажется, в конце года он перевелся. Должен ли я искать его и извиняться? После меня позвали помочь в ремонте здания, где я нечаянно поцарапал побеленный потолок — точка диаметром несколько миллиметров. Я попытался исправить — в итоге на потолке остался еле заметный след. И хотя это строительный объект, где подобные инциденты — обычное дело, мне не давали покоя мысли, что я должен был сообщить хозяину. Также был момент, что я, вынося мусор на мусорку, стоящую рядом с дорогой, увидел пустую жестяную банку на этой дороге. Я подумал, что это кто-то не докинул и машины могут повредить колеса, поэтому убрал ее поближе к мусоркам. Однако, когда отошел подальше, появились мысли о том, что кто-то ее специально там оставил. Я не знал, что делать, и, чтоб хоть как-то успокоить себя, поставил эту банку на границе между дорогой и мусоркой. После меня снова попросили помочь на том объекте. Придя туда, я обрадовался, увидев, что стены покрасили. Однако при разгрузке мебели я поцарапал косяки. Я не сообщил об этом владельцу. Никакие доводы о том, что царапины незаметны, что в этом нет моей вины — что груз несли вдвоём, груз был негабаритный, что такие инциденты неизбежны, — не помогают. Рассказывая об инцидентах на стройке, я пытался успокоить себя словами других людей о том, что это пустяки — всё закрасится. Временами мне действительно кажется: как можно было волноваться о таких глупостях? Но зачастую мысли о том, что я поступил неправильно: не извинился в этих ситуациях, появляются снова. Я уже задавал некоторые вопросы. Пытался убедить себя в том, что те люди на меня не злятся. Но как отличить откровенно глупые, как мне теперь кажется, ситуации — как, например, с жестяной банкой, — от ситуации с царапинами на стенах? Быть может, из-за самоизоляции появилось время для самокопания? Или всё из-за моего перфекционизма, интровертности и флегматизма? Все эти споры с самим собой сильно сказываются на здоровье. А я еще и склонен к прокрастинации (откладыванию), поэтому с настроением всё не очень хорошо. Как поступить правильно? Как всё исправить? Я часто читаю статьи с вашего сайта и около полугода назад увидел, что начинается новый цикл изучения Талмуда. Мне показалось, что нельзя упускать такой шанс, что это возможность стать лучше. Поэтому я стараюсь каждый день слушать эти лекции. Приходят мысли, что я Бен Ноах, что мне нельзя этого делать. Однако приходят другие мысли и говорят, что, если перестану слушать лекции, я своими руками отдалю себя от того, чтобы стать лучше. Также, если я решу пройти гиюр, то эти лекции очень помогут… При этом откладываю решение о том, остаться Бен Ноахом или пройти гиюр. Вместо стажировки занимаюсь прокрастинацией. Понимаю, что мне нужно делать, но не хочу. Я боюсь, что мне запретят слушать лекции, что отправят к психологу, что заставят делать то, чего я не хочу, даже если это будет правильно. Словно я потерял все силы, что были, когда я поменял религию на Бней-Ноах. Словно я застываю и больше не в силах изменить себя. И только и делаю, что смотрю, как медленно тону. Сейчас ночь, и вот, мне кажется, что завтра возьмусь за голову. Но, проснувшись, снова покажется, что я все слишком раздул. Мне кажется, что я описываю всё в красках, которые каким-то образом повлияют на Ваш ответ, обратят его в то, что мне выгодно. Я не могу доверять себе. N. Читать дальше |
|
Два и более разных еврея могут идти к одной Торе разными путями?2 декабря 2020 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Правильно ли я понимаю, что два и более разных еврея могут идти к одной Торе разными путями? То есть, имея разные мнения, практики и взгляды на те или иные положения, кроме самых базовых, как 13 основ веры. То есть, нет проблемы в разных путях, если все они с чистыми намерениями идут к Торе и пытаются приблизиться к ней? Верно? Моше Читать дальше |
|
Так отвечать глупому по глупости его или не отвечать?9 января 2020 года, отвечает Рав Арье Гальчук Доброго утра, уважаемый раввин. Благословений вам от Всевышнего. По мере своих возможностей я изучаю книгу Притч. Параллельно стараюсь слушать лекции на сайте, но у меня возник вопрос по тексту Притч 26:4-5: «Если глупый задаёт глупый вопрос, не давай ему глупого ответа, или тоже будешь выглядеть глупым. Но если глупый задаёт глупый вопрос, ты должен дать глупый ответ, чтобы не думал глупый, что он мудрец». Как практически понимать два совершенно одинаковые текста с разными выводами? Буду очень благодарен за вашу помощь. Читать дальше |
|
Откуда известно, что яйца вообще разрешены в пищу?3 октября 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемые раввины! Считается неоспоримым, что яйца — парве (не мясная и не молочная пища), значит, можно есть их с молоком. Даже бытует выражение — когда хотят сказать, что какое-то положение не подлежит сомнению, говорят: «Это — как яйцо в кутахе (вид молочного блюда)». То есть, это так же несомненно, как то, что яйцо можно есть с молочной пищей, если я правильно понимаю. Вопрос к вам: откуда это известно, ведь яйцо — это, вроде как, часть тела курицы и потом должно стать цыпленком, так почему это не мясо? И даже больше спрошу — а откуда известно, что яйца вообще разрешены в пищу? С уважением, В. Читать дальше |
|
Кто такой «ам а-арец» сегодня?18 января 2018 года, отвечает Рав Моше Сытин Пожалуйста, вы бы не могли поподробней раскрыть тему: что значит «ам а-арэц» в наши дни? Почему нельзя быть богобоязненным человеком, не изучая Тору, и почему «ам а-арэц» не может быть хасидом, как сказано в «Поучении отцов»? Спасибо. Читать дальше |
|
Почему вне Земли Израиля просьбу о дожде начинают произносить по григорианскому календарю?16 января 2018 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Разъясните, пожалуйста, ситуацию со сменой вставки в девятом благословении молитвы Амида с летней (о росе) на зимнюю (о дожде). Как так получилось, что момент ее смены фиксируют по григорианскому календарю? В Кицур Шулхан Арухе (на русском) написано, что ее меняют на шестидесятый день после окончания лета. Это непонятно. Когда считают дату окончания лета? 1 сентября? Не получается. По нашему календарю — не может быть, т. к. в этом случае, какую дату ни возьми, не может быть 60 дней 5-го декабря. Короче, непонятно. И еще. Если датой смены вставки считается дата григорианского календаря, то почему менять вставку нужно в Маарив (вечернюю молитву)? Ведь по григорианскому календарю смена дат не вечером, а в 12 ночи. Непонятно. Шломо-Александр Читать дальше |
|
Все пророчества нужно понимать буквально или как аллегорию?10 января 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте, ув. рав. У меня вопрос по поводу понимания пророчеств. С одной стороны, я слышала от знакомого хареди, что все пророчества нужно понимать буквально и именно в буквальном смысле они обязаны осуществиться, а понимание их только как аллегорий — это кфира (неверие). С другой стороны, я читала у Рамбама, что все пророчества о чудесах эпохи Геулы следует понимать только как аллегорию. Помогите разобраться, пожалуйста, так возможно ли, что слова пророков — это только аллегория, не подразумевающая буквально воплощение чудес, или обязательно должно быть буквальное воплощение пророчеств, а Рамбама нужно понимать как-то иначе? Заранее благодарю. N. Читать дальше |
|
Куда делись десять колен Израиля?1 января 2018 года, отвечает Рав Мендель Агранович Шолом Алейхем, господа раввины! У меня возник вопрос по поводу колен Исраэля. А конкретно: куда они делись? Не могли бы Вы мне дать ссылки, где я могу найти информацию в ТаНаХе о них, у каких пророков или в других источниках? Информация нужна мне, чтобы рассказать историю о коленах детям (а точнее, провести занятия). Хотелось бы сделать это как можно лучше. Спасибо за внимание. А. Читать дальше |
|
Обычно после цитаты из Талмуда в скобках идут две цифры...23 ноября 2017 года, отвечает Рав Арье Гальчук Шалом. Обычно после цитаты из Талмуда в скобках идут две цифры через запятую или точку с запятой. Скажите пожалуйста, что они обозначают и как их озвучить? Читать дальше |
|
Преступные мысли тяжелее самого преступления? Как можно совершить необдуманное преступление?22 октября 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Пожалуйста, объясните высказывание: «Преступные мысли тяжелее самого преступления» — Талмуд, Йома 29а. Разве можно совершить преступление и перед этим не подумать? Как можно совершить необдуманное (если только неумышленное?) преступление? Владимир Читать дальше |
|
Почему сказано, что в наше время могут пророчествовать только дети и сумасшедшие?12 июля 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, я бы хотел узнать по поводу пророчества. Почему сказано, что только дети и сумасшедшие (после разрушения Храма иногда могут пророчествовать)?? А также: как относится иудаизм к предсказаниям Ванги? Спасибо большое. N. Читать дальше |
|
Слышал, что мудрецы Торы по-разному толковали Тору. Почему?14 июня 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться со следующим вопросом. Часто слышал, что нередко случалось так, что мудрецы Торы по-разному толковали ее части. А почему это происходит? Какого мнения в таких случаях придерживаться? Или в Тору специально были заложены различные варианты толкования, которые все правильные? Заранее благодарен. N. Читать дальше |
|
Почему самая легкая казнь, назначаемая Сангедрином, заменяется самой тяжелой от руки Небес?15 мая 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, рав! У меня такой вопрос. Смерть от болезни «аскара» считается самой страшной смертью. Сегодня, когда нет казней бейт-дина (побивание камнями, удушение, отсечение головы, сожжение) они реализуются от руки Небес. Тогда почему тот, кто заслужил смерть от удушения, может умереть от «аскары» в наше время? Ведь удушение Талмуд считает самой легкой из четырех предписанных Торой казней! А тут вместо нее человек получает самую тяжелую… Спасибо, с уважением, Д. Читать дальше |
|
Великий мудрец Талмуда убийца?9 марта 2017 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом Аллейхем! Где-то в Талмуде я читал, что на Пурим р. Зейра и Раба сильно напились, и один зарезал другого. Затем сделал тшуву и оживил его. Как это возможно? И как это вообще понимать? М. Читать дальше |
|
Какой шуткой об Эстер раби Акива хотел разбудить задремавших учеников?8 марта 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, а что кроется на самом деле за шуткой Раби Акивы, которой он хотел пробудить дремавших учеников, насчет 127 стран? С уважением, А. Читать дальше |
|
С чего начать изучение законов иудаизма? С Торы или с Талмуда?31 августа 2016 года, отвечает Рав Мендель Агранович Добрый день! С чего начать изучение закона иудаизма? С Торы или Талмуда? Из каких частей они состоят? Н. Читать дальше |
|
Хотелось бы знать происхождение алфавита «стам»…24 февраля 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. Хотелось бы знать происхождение алфавита «стам», который дошёл до нас через устную традицию… Есть ли о нём упоминания в Талмуде? Есть масса алфавитов-письменностей, которые приводятся в разных учёных источниках, но мне интересна исконность первородства иврита (лешон а-кодеш). Благодарю, Шабтай Читать дальше |
|
Что такое «дэрех-эрец»?18 января 2016 года, отвечает Рав Лейб-Нахман Злотник Что такое Дерех Эрец? Читать дальше |
|
Вы писали, что совет мудрецов многого стоит. Где наглядно это проявляется?13 июля 2015 года, отвечает Рав Мендель Агранович В прошлом в одном из ответов Вы писали, что совет мудрецов многого стоит, могли бы Вы показать, где наглядно это проявляется? С ув., Я. Читать дальше |
|
Нужно ли хранить деньги в земле?21 июня 2015 года, отвечает Рав Мендель Агранович Шалом, в книге Рава Эльхонона Бунима Вассермана «Перед приходом Машиаха», с. 21, написано следующее: «Человек всегда должен делить свои деньги на три части: треть пусть хранится в земле, треть да будет вложена в дело и треть пусть находится в его распоряжении в виде наличных денег. Ибо, если его дело прогорит, он сможет начать новое дело. Это проверенный совет. Тот, кто ему не следует, не нарушает никакой заповеди, однако отказывается от хорошего совета». Могли бы вы объяснить поподробнее, взято ли это из Торы, а также — что означает «треть пусть хранится в земле». Заранее благодарен. Александр, Лондон Читать дальше |
|
Почему предпочитают учить Талмуд, а не Пророков?22 мая 2015 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Не пойму, почему в йешивах учат все время Гмару, а книги Пророков не учат? Мне больше по душе изучение ТАНАХА, должен ли я учить Гмару? Читать дальше |
|
Один из принципов Торы — «от общего к частному и от частного к общему». Как это понимать?11 января 2015 года, отвечает Рав Авраам Коэн Один из принципов Торы — от общего к частному или от частного к общему — как это объяснить? В. Читать дальше |
|
Не понимаю, как учат Талмуд?5 декабря 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Я начал учебу в йешиве. Ощущение, что я плыву по океану в неясном направлении, точнее, без направления, и берега не видно… Мне даже дали авреха в помощь, но я его не совсем понимаю. Должен ли я учиться как он? У меня нет ясной цели в учебе. Так это и должно быть? Читать дальше |
|
Откуда евреи знают как им жить и что делать, есть ли какие-нибудь книги об этом?18 августа 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Очень интересно: откуда евреи знают как им жить и что делать, есть ли какие-нибудь книги об этом? Читать дальше |
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?