Темы: Мудрецы, Мишна, Талмуд, Устная Тора, Изучение Торы, Эльяким Залкинд
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНе является ли запись Устной Торы нарушением завета, ведь она была дана в устном виде неспроста?
Разумеется, Устная Тора была дана именно в устном виде неспроста. Все, что относится к Торе, дарованной нам Всевышним, неслучайно. (См. об этом в книгах Маараля из Праги: Хидушей Агадот на трактат Гитин, 60 б; Тифэрэт Исраэль, гл. 68). Однако это еще не означает, что ее запрещено записывать. И в Письменной Торе об этом нигде не сказано. Однако в самой Устной Торе есть сообщение о таком запрете. Но в ней же содержится и разрешение записать ее в случае необходимости — ради сохранения самой Торы. (См. последнюю мишну трактата Брахот, в Талмуде — трактат Гитин 60а, б, Тмура 14 б).
После разрушения Второго Храма началось «римское изгнание», которому предстояло затянуться на тысячу и более лет. Евреи рассеивались по всей земле. Римляне запрещали изучать Тору и соблюдать заповеди, ученики из-за многочисленных гонений и бедствий не могли перенять у учителей Устную Традицию во всей глубине и объеме. И наши мудрецы, несущие ответственность за передачу Традиции Торы последующим поколениям, увидели, что ради сохранения Торы в еврейском народе необходимо собрать и сформулировать в едином своде все ее основы и «опорные элементы». Чтобы они были известны всем. И благодаря им Устная Тора не будет забыта — ее всегда можно будет восстановить в полном объеме. (См. об этом в предисловии Рамбама к его книге Мишнэ Тора).
Безусловно, это происходило по Воле Всевышнего и ради исполнения Его замыслов, хотя и было вызвано пришедшими в мир бедами.
Составленный свод законов был назван Мишной. Тем не менее, и после записи основ безграничное «море» Устной Торы осталось устным. И даже понимание самой Мишны требовало глубокого анализа, ключи к которому передавались устно. Когда спустя несколько поколений понадобилось снова сформулировать и записать еще бОльшую часть Устной Торы — Талмуд, построенный как разъяснение Мишны, — он стал невероятно обширным, многогранным и сложным её анализом и прояснением.
Запись Талмуда, Мидраша, их толкований, сводов законов и всех остальных частей Традиции позволяли поколению за поколением вплоть до нашего времени передавать, принимать и соблюдать все ту же единую Традицию. То, что могли сохранять и передавать в устной форме мудрецы первых поколений, времен пророков, обоих Храмов, когда широко были открыты врата постижения мудрости, — последующие поколения, чьи силы были меньше, получали от учителей, опиравшихся на записанное в книгах. Они проясняли глубины Традиции в новых книгах для последующих поколений. Однако во всех поколениях Тора, звучащая в устах нашего народа, шире всего записанного, она скрывает и открывает глубины того, что было изначально передано нам на Синае.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Откуда мы знаем о Синайском Откровении?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Ежедневное чтение одного листа Вавилонского Талмуда
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?
Рав Мендель Агранович
Из каких частей они состоят?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
От Эзры до Гилеля. История передачи Торы.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикнижии?
Рав Моше Пантелят
Как мы можем знать, что Устная Традиция не дошла до нас в очень измененном виде?
Рав Бенцион Зильбер
Как женщины достигают высокого духовного уровня?
Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»
Как могло получиться, что Мудрецы Талмуда постоянно спорят между собой?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его