Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Куда делись десять колен Израиля?

Темы: Танах, Талмуд, Еврейская история, Рав Мендель Агранович, Колена Израиля, Эфиопские евреи

Отложить Отложено

Шолом Алейхем, господа раввины! У меня возник вопрос по поводу колен Исраэля. А конкретно: куда они делись? Не могли бы Вы мне дать ссылки, где я могу найти информацию в ТаНаХе о них, у каких пророков или в других источниках? Информация нужна мне, чтобы рассказать историю о коленах детям (а точнее, провести занятия). Хотелось бы сделать это как можно лучше. Спасибо за внимание. А.

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемый А.

Ваш вопрос — одна из самых больших загадок еврейской истории. И не только из-за того, что мы не знаем, куда были изгнаны 10 потерянных колен, но и потому, что в самой Традиции, чтобы проследить их судьбу, требуется большая эрудиция, так как информация разбросана и противоречива.

Итак, попробуем навести порядок:

В книге Млахим (Царей; II 17, 6) сообщается, что за нарушение всех основных законов Торы и систематическое пренебрежение предостережениями пророков Всевышний наказал народ Израильского Царства. И десять колен, населявшие это Царство, были угнаны Ассирийским царем:

(1) В двенадцатый год (царствования) Ахаза, царя Йеудейского, стал царем над Исраэйлем Ошэйа, сын Эйлы, и (царствовал) в Шомероне девять лет. (2) И делал он то, что было злом в очах Г-сподних, но не так, как цари Исраэйльские, которые были до него. (3) И выступил против него Шалманэсэр, царь Ашшурский, и стал Ошэйа рабом его, и давал ему дань. (4) И нашел царь Ашшурский в Ошэйе измену, так как тот послал послов к Coy, царю Египетскому, и не принес ежегодной дани царю Ашшурскому; и задержал его царь Ашшурский, и заточил его в дом темничный. (5) И пошел царь Ашшурский (войною) по всей стране, и поднялся к Шомерону, и осаждал его три года. (6) В девятый год (от начала царствования) Ошэйи царь Ашшурский взял Шомерон; и изгнал он Исраэйльтян в Ашшур, и поселил их в Халахе, и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мадайских.

Вы просите активную ссылку, вот она: /limud/library/neviim/melahim-II/

Давайте представим себе масштабы этой катастрофы — 5/6 всего еврейского народа были изгнаны и растворились в котле истории! Даже во время Холокоста была уничтожена треть нашего народа, здесь же мы говорим о 5/6!!!

О дальнейшей судьбе этих евреев есть спор в трактате Санедрин:

Мишна (110 б) приводит слова раби Акивы: «Десять колен в будущем не вернутся. Как сказано в главе Ницавим (Дварим 29, 27): “И бросил Он их на землю другую, как в сей день (как этот день)”. Как день уходит и не возвращается, так они ушли и не вернутся». Мнение же раби Элиэзера: «Как этот день — как в дне тьма сменяется светом, так и десять колен: покрыты мраком, но в будущем будут освещены». Талмуд приводит также слова раби Акивы о том, что у десяти колен нет доли в будущем мире. Ему возражает раби Шимон: это только если они остаются на таком же низком духовном уровне, как в момент изгнания. Если же они исправят свои поступки, у них будет доля в будущем мире. Раби Йеуда а-Наси приводит слова пророка Йешаяу (27, 13) о том, что «придут пропавшие в земле Ашшурской». Отсюда раби Йеуда а-Наси делает вывод, что они удостоятся доли в будущем мире.

Раши цитирует также высказывание из трактата Мегила (14 б) о том, что пророк Ирмияу уже вернул по крайней мере часть представителей этих колен. О тех, кто не вернулся, в трактате Йевамот (17а) сказано, что они не оставили еврейского потомства.

Иерусалимский Талмуд говорит, что они пребывают за рекой Самбатьон, через которую невозможно переправиться в будние дни из-за бурного течения и камней, которые она выбрасывает. В Субботу река успокаивается, но переправится через нее нельзя, не нарушив Субботы. Это сообщение Иерусалимского Талмуда подтверждал еврейский путешественник, который поклялся, что слова его — истина, перед судом раби Йоэля Равкаша, автора книги Байт Хадаш. Современная география не знает местонахождения такой реки на Земле, тем более, что после изгнания десять колен расселились, ориентировочно, на территории Индии, Афганистана, Пакистана. Бытует версия о том, что у пуштунов, которые не заключают браков ни с кем, кроме представителей своего племени, существую сходные с названиями колен Израиля фамилии, они делают сыновьям обрезание на восьмой день и, по-видимому, являются потомками десяти колен. Эту версию очень трудно принять, т.к. на территории Афганистана и Пакистана, где компактно проживают пуштуны, были еврейские общины, и их руководители не подтверждают, что пуштуны были как-то связаны с еврейским народом.

Легенды и предания гласят, что у десяти колен было мощное еврейское государство за рекой Самбатьон. И это очень странно, т.к. мы не находим подтверждения этому в исторических источниках. Так или иначе, скорее всего, судя по вышеприведенным источникам, десять колен вернутся, но сейчас сложно предположить, как именно это произойдет.

В принципе, в момент прихода Машиаха возможны многие сюрпризы, поскольку могут вернуться потомки и испанских марранов, и крещеных кантонистов, и принявших ислам евреев Кавказа. Рамбам пишет, что, когда придет Машиах, к нему соберется ВЕСЬ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД, и он будет сообщать всем их происхождение. Можно предположить, что это относится и к представителям 10 колен. Поживём — увидим! Желаем всем дожить до этого времени!

С уважением, Мендель Агранович

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его