Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что делать с самокопанием и прокрастинацией? Смотрю, как медленно тону…

Темы: Рамбам, Талмуд, Бней Ноах, Работа, Самосовершенствование, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Здравствуйте. В школе, года 4 назад, я, бывало, спорил с учителями. Летом я вспомнил, как поспорил с учителем психологии на уроке самопознания. Я не помню, чем всё закончилось, но мне показалось, что учителю было неприятно, что кто-то оспаривает его мнение.

Я захотел извиниться, не раз подходил к его дому, но так и не решился позвонить. Я не знал что сказать — «Помните, 4 года назад мы на уроке поспорили? Извините, пожалуйста»? Множество разных мыслей приходило в голову: что это вовсе не оскорбление, а рабочий момент, может быть, просто нарушение дисциплины, что здесь не за что извиняться.

Однако, когда приходил домой, появлялись другие мысли: что я разрешил себе не извиняться и что на всю жизнь за мной останется этот должок.

После вспомнил, что в нулевом или в первом классе толкнул мальчика и тот ударился головой о стену и заплакал. Кажется, в конце года он перевелся. Должен ли я искать его и извиняться?

После меня позвали помочь в ремонте здания, где я нечаянно поцарапал побеленный потолок — точка диаметром несколько миллиметров. Я попытался исправить — в итоге на потолке остался еле заметный след. И хотя это строительный объект, где подобные инциденты — обычное дело, мне не давали покоя мысли, что я должен был сообщить хозяину.

Также был момент, что я, вынося мусор на мусорку, стоящую рядом с дорогой, увидел пустую жестяную банку на этой дороге. Я подумал, что это кто-то не докинул и машины могут повредить колеса, поэтому убрал ее поближе к мусоркам. Однако, когда отошел подальше, появились мысли о том, что кто-то ее специально там оставил. Я не знал, что делать, и, чтоб хоть как-то успокоить себя, поставил эту банку на границе между дорогой и мусоркой.

После меня снова попросили помочь на том объекте. Придя туда, я обрадовался, увидев, что стены покрасили. Однако при разгрузке мебели я поцарапал косяки. Я не сообщил об этом владельцу. Никакие доводы о том, что царапины незаметны, что в этом нет моей вины — что груз несли вдвоём, груз был негабаритный, что такие инциденты неизбежны, — не помогают.

Рассказывая об инцидентах на стройке, я пытался успокоить себя словами других людей о том, что это пустяки — всё закрасится. Временами мне действительно кажется: как можно было волноваться о таких глупостях? Но зачастую мысли о том, что я поступил неправильно: не извинился в этих ситуациях, появляются снова.

Я уже задавал некоторые вопросы. Пытался убедить себя в том, что те люди на меня не злятся. Но как отличить откровенно глупые, как мне теперь кажется, ситуации — как, например, с жестяной банкой, — от ситуации с царапинами на стенах?

Быть может, из-за самоизоляции появилось время для самокопания? Или всё из-за моего перфекционизма, интровертности и флегматизма? Все эти споры с самим собой сильно сказываются на здоровье. А я еще и склонен к прокрастинации (откладыванию), поэтому с настроением всё не очень хорошо. Как поступить правильно? Как всё исправить?

Я часто читаю статьи с вашего сайта и около полугода назад увидел, что начинается новый цикл изучения Талмуда. Мне показалось, что нельзя упускать такой шанс, что это возможность стать лучше. Поэтому я стараюсь каждый день слушать эти лекции. Приходят мысли, что я Бен Ноах, что мне нельзя этого делать.

Однако приходят другие мысли и говорят, что, если перестану слушать лекции, я своими руками отдалю себя от того, чтобы стать лучше. Также, если я решу пройти гиюр, то эти лекции очень помогут… При этом откладываю решение о том, остаться Бен Ноахом или пройти гиюр.

Вместо стажировки занимаюсь прокрастинацией. Понимаю, что мне нужно делать, но не хочу. Я боюсь, что мне запретят слушать лекции, что отправят к психологу, что заставят делать то, чего я не хочу, даже если это будет правильно. Словно я потерял все силы, что были, когда я поменял религию на Бней-Ноах. Словно я застываю и больше не в силах изменить себя. И только и делаю, что смотрю, как медленно тону.

Сейчас ночь, и вот, мне кажется, что завтра возьмусь за голову. Но, проснувшись, снова покажется, что я все слишком раздул.

Мне кажется, что я описываю всё в красках, которые каким-то образом повлияют на Ваш ответ, обратят его в то, что мне выгодно. Я не могу доверять себе. N.

Отвечает рав Элияу Левин

Здравствуйте, N.!

Когда один из величайших еврейских мудрецов, Рамбам, говорит нам о тех качествах, которые человеку следует в себе развить, он отмечает правило «золотой середины». Так, например, излишняя мягкость иногда — не меньшая проблема, чем жестокость, расточительность — ничуть не лучше скупости, а чрезмерная храбрость так же проблематична, как трусость…

По Вашему письму видно, что Вы обладаете важным качеством чуткости, да и склонность к самоанализу — тоже положительное качество. Однако, как и в большинстве случаев, здесь требуется «золотая середина».

Когда речь идет о незначительных происшествиях из далекого прошлого, то самокопание излишне. Более того, подобного рода размышления могут в некоторой степени парализовать человека, не давая ему с радостью двигаться вперед.

Даже когда человек совершает настоящую ошибку, у него всегда есть возможность исправиться и продолжить свой путь дальше, но постоянный страх, тревога и беспокойство блокируют любое продвижение…

Стоит забыть обо всех описанных Вами ситуациях и сосредоточиться на настоящем. Даже если Вы пока не приняли решение касательно гиюра, постарайтесь построить программу Вашего роста на ближайший год и начать воплощать это в жизнь. Я не знаком с Вами лично, и мне трудно что-либо советовать, но это может быть работа над профессиональным, духовным или физическим самосовершенствованием.

Любая полезная занятость — один из лучших путей избавиться от навязчивых мыслей, а успехи в исполнении поставленных задач дадут мощный заряд энергии для продолжения этой работы. Конечно, при этом задачи должны быть посильными.

Глубоко изучать Талмуд сейчас не надо, и не только из-за того, что это нельзя. На данном этапе от такой учебы может быть больше вреда, чем пользы. И без Талмуда есть на сайте достаточно интересных программ, лекций и других материалов на разные темы. Стоило бы сделать акцент на вопросах веры в Единого Творца и работой над личностью в соответствии с Торой — в настоящий момент это действительно важно и актуально.

От всей души желаю Вам успехов в Вашей созидательной работе!

С уважением, Элияу Левин

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше