Темы: Танах, Йешива, Талмуд, Изучение Торы, Ашер Кушнир
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНе пойму, почему в йешивах учат все время Гмару, а книги Пророков не учат? Мне больше по душе изучение ТАНАХА, должен ли я учить Гмару?
Вначале попробуем уточнить Ваше утверждение, что Пророков не учат… Это не совсем так. Стандартное обучение в школах и хейдерах включает как обязательную программу изучение Пророков. И любой учащийся йешивы хорошо знаком с содержанием книг Пророков. Более того, многие продолжают их самостоятельно изучать. Но Вы правы, основной акцент в учебе делается на Талмуд. Надо понять, почему.
Талмуд — ворота в еврейский мир
РАМБАМ в Гилхот Талмуд Тора (3:3) утверждает, что самая важная мицва — изучение Торы. Конечно же, каждому еврею надо учить Письменную Тору, Пророков и Писания, но в повелении учебы, в первую очередь, подразумевается Тора Устная, ее основная часть — Талмуд, по-древнеарамейски — Гмара.
Евреи во всех поколениях, и мудрецы Торы в первую очередь, своим основным занятием установили изучение Гмары, а изучение других разделов Торы являлось дополнением к этому. Так и до сегодняшнего дня во всех йешивах изучают Талмуд как основной предмет. И насколько евреи хранили Талмуд, настолько Талмуд хранил их. На протяжении всей нашей истории легко проследить бросающуюся в глаза закономерность: там, где прилагали все усилия, чтобы учить Талмуд, — там сохранялась еврейская жизнь, а где не уделяли ему должного внимания, через несколько поколений все еврейское угасало. Талмуд — это сердце учебы любого еврея.
Как Абраша смотрит в Талмуд?
А что с нами, с теми, кто только недавно познакомился с еврейской жизнью? Что с Абрашей?
Если Абраша, первый раз откроет любой том Гмары и с любопытством его полистает, то… ему тут же захочется побыстрее его закрыть и вернуть на полку. Почему? Он там увидит плотно размещенный, как одно предложение без знаков препинания, набор мелких «иероглифов». Может ли «нормальный» человек освоить хотя бы одну страницу такого текста? Перепуганные глаза Абраши отвечают — нет!
Но, предположим, Абраша преодолел психологический барьер и твердо решил взять Гмару в руки и начать учебу. Пришел на урок и стал слушать. Абраша был настроен найти в Гмаре глубочайший уровень сокровищницы еврейской мысли и философии, а там речь пошла… о каких-то рогах и копытах, попросил поменять тему — еще хуже, двое вцепились в одну одежду… неинтересно! А когда и тяжело, и непонятно, и неинтересно, то тут же появляется «справедливая» претензия, а что с ТАНАХом? Там, кажется, попроще…
Да, Гмара — как камень преткновения на пути к океану еврейских познаний. Кто не овладеет Гмарой, то есть, не научится самостоятельно ее учить, для того все, что написано в еврейских книгах, — будет или совсем закрыто, или понято приблизительно. Ведь комментарии к ТАНАХу написаны языком Гмары и надо уметь их правильно прочесть, а прочитанное правильно — понять, и т.д. Получается, что и ТАНАХ правильно и глубоко понять без изучения Гмары невозможно.
Талмуд раскрывает ясный взгляд на мир
Попробуем поглубже в этом разобраться. На пути к пониманию Талмуда есть много технических трудностей. Но основная трудность, по сути, состоит в том, что скрытая в Талмуде Воля Творца записана мудрецами языком чистой логики. Цель учебы — ясно и детально прояснить Волю Б-га, но для этого необходимо приобрести умение логически правильно мыслить.
В чем же проблема? Абраша умеет мыслить, пятерки в школе получал. Верно, Абраша умница. Но… только в математике, физике и т.д. — а во всем остальном в жизни? Абраша пришел из мира, где разумом, как правило, пользуются только на экзаменах, в ночь перед экзаменом и первые несколько дней на новой работе, а в остальное время обходятся воображением, эмоциями и выводами по подобию. Поэтому в том, что называется «жизнь», Абраша пользуется не логикой, а некоей «психо-логикой»! Неограниченная сила воображения, в союзе с разного рода эмоциями и телесными желаниями, заставляет Абрашу видеть все сквозь призму своих чувств и фантазий, тем самым искривляя истинную картину реальности и искажая логику восприятия действительности. Это мир, где нет Б-га. Поэтому «психо-логикой» его Волю не постигнешь! Б-га можно обнаружить в другом мире — мире разума, чистой логики и здравого смысла, и это то умение, которое каждый еврей должен в себе развить.
Умение «выпрямить» свой разум приобретается в результате систематического и правильного изучения Гмары. Гмара — это лучшее средство развития, закалки, оттачивания ума, а главное, его очищения. А когда разум крепок и чист, вокруг Вас — ясный мир. И именно такой разум в состоянии правильно понять ТАНАХ и все комментарии на него, ведь и РАШИ, и другие писавшие их комментаторы, обладали чистым, незамутненным разумом.
Так же и сложные места в Галахе.
И даже книги по еврейской этике и мировоззрению, которые кажутся такими понятными, — в действительности доступны только людям, обладающим необходимым уровнем логики и чистотой ума. В ином случае прочтут не то, что там написано, и поймут только то, что захотят понять.
И не только Письменная Тора становится доступной для изучения тем, кто учит Талмуд. Ясный взгляд разума позволяет и проанализировать запутанную ситуацию, и разобраться в самых сложных жизненных проблемах. Разложить их на составляющие, установить правильный порядок, степень приоритетов и прийти к правильным выводам.
Талмуд очищает душу
Заодно у Гмары есть еще одно особое свойство. Оно не совсем поддается рациональному восприятию. Речь идет о скрытой, мистической стороне ее изучения. Гмара не только является источником ясных и глубоких знаний об окружающем мире, но и способна повлиять непосредственно на душу человека, незаметно меняя его. Свет Гмары способен «выжечь» нечистоту и зло в сердце человека…
Итак, умение учить и понимать Гмару — подобно приобретению орудия труда. Это совершенно необходимый этап в познании всего еврейского наследия.
Талмуд — источник знаний о Воле Б-га
Но это только одна сторона причины, по которой необходимо изучать Гмару. Другая, не менее существенная: там находится источник всех конкретных знаний о том, чего желает Творец и что Он требует от нас. Именно из Гмары проясняются все детали и тонкости соблюдения заповедей, подробности еврейского образа жизни и т.д.
Существует еще много других причин, по которым нам необходимо учить Гмару.
Вывод
Даже тогда, когда Вашему сердцу ближе изучение ТАНАХа или других еврейских книг, необходимо уделить особое внимание Талмуду.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Откуда мы знаем о Синайском Откровении?
Рав Моше Пантелят
Как мы можем знать, что Устная Традиция не дошла до нас в очень измененном виде?
Рав Бенцион Зильбер
Как женщины достигают высокого духовного уровня?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Ежедневное чтение одного листа Вавилонского Талмуда
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
От Эзры до Гилеля. История передачи Торы.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикнижии?
Рав Эльяким Залкинд
Ведь она была дана в устном виде неспроста?
Рав Мендель Агранович
Из каких частей они состоят?
Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»
Как могло получиться, что Мудрецы Талмуда постоянно спорят между собой?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его