Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нужно ли хранить деньги в земле?

Темы: Деньги, Талмуд, Тора и бизнес, Мендель Агранович

Отложить Отложено

Шалом, в книге Рава Эльхонона Бунима Вассермана «Перед приходом Машиаха», с. 21, написано следующее: «Человек всегда должен делить свои деньги на три части: треть пусть хранится в земле, треть да будет вложена в дело и треть пусть находится в его распоряжении в виде наличных денег. Ибо, если его дело прогорит, он сможет начать новое дело. Это проверенный совет. Тот, кто ему не следует, не нарушает никакой заповеди, однако отказывается от хорошего совета». Могли бы вы объяснить поподробнее, взято ли это из Торы, а также — что означает «треть пусть хранится в земле». Заранее благодарен. Александр, Лондон

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемый Александр!

Реб Эльхонон опирается на слова Талмуда в трактате Бава Меция (42а): Кесэф эйн лаэм шмира эля ба-карка — деньги сохраняются только в земле.

Приведем высказывание полностью и попробуем проанализировать смысл этого закона:

Итак, Мишна, глава а-Мафкид («Оставляющий на хранение») гласит:

Человек оставляет на хранение своему товарищу монеты. Если (тот) связал их в узелок и нес за спиной, или передал их своим маленьким детям, или спрятал их недостаточно хорошо, — обязан заплатить за их потерю хозяину. Так как не хранил их так, как следует. Если же хранил их как следует, но они пропали, — не обязан платить хозяину за потерю.

На это Талмуд приводит высказывание раби Ицхака:

Пусть всегда держит человек свои деньги при себе, как сказано в Торе: «Держи узелок с деньгами в руке!». Раши: «а не на хранении у других, дабы иметь возможность их выгодно вложить, купив товар, который всегда может появиться».

И еще одно высказывание Талмуда от имени раби Ицхака о деньгах:

«Всегда пусть хранит человек свои деньги, поделив их на три части.

1. Часть в земле 2. Часть в товарах 3. Часть наличными в руках (Раши: дабы иметь возможность купить выгодный товар)».

Дальше пропускаем отрывок, не относящийся к теме.

Когда Талмуд (=Гемара) возвращается к обсуждению этой темы, он приводит высказывание Шмуэля:

Деньги можно хранить только в земле. Раши: «потому что, если украли их из другого места, обязан тот, кто взялся их сохранить, заплатить хозяину, так как это его халатность как хранителя».

Далее:

Сказал Рова: «Если дело происходит в канун субботы, мудрецы не обязывают человека, принявшего деньги на хранение, сразу зарывать их в землю, он может закопать их после субботы. Но если прошло больше времени, чем нужно для того, чтобы их закопать, а он не закопал и их украли, тогда он должен платить».

Далее Талмуд говорит, что все зависит от профессионализма воров и их умения похитить деньги из различных (или любых) укрытий и тайников.

Итак, понятно, что лучший способ хранения денег зависит от места и времени (РАМО 291:18, он приводит комментарий Мордехая к этой гмаре).

Это же относится к разделению денег на три части — это совет, как не остаться без денег: не класть их «в одну корзину». Это не закон, но реб Эльхонон считал, что совет мудрецов Талмуда многого стоит!

С уважением, Мендель Агранович

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.