Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Так отвечать глупому по глупости его или не отвечать?

Темы: Мудрость, Шломо, Талмуд, Мишлей, Цари Израиля, Сердце, Комментарии

Отложить Отложено

Доброго утра, уважаемый раввин. Благословений вам от Всевышнего. По мере своих возможностей я изучаю книгу Притч. Параллельно стараюсь слушать лекции на сайте, но у меня возник вопрос по тексту Притч 26:4-5: «Если глупый задаёт глупый вопрос, не давай ему глупого ответа, или тоже будешь выглядеть глупым. Но если глупый задаёт глупый вопрос, ты должен дать глупый ответ, чтобы не думал глупый, что он мудрец». Как практически понимать два совершенно одинаковые текста с разными выводами? Буду очень благодарен за вашу помощь.

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Спасибо за вопрос.

«Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему. Отвечай глупому по глупости его, а то он будет мудр в глазах своих» (Мишлей 26:4-5).

Интересно, что Вавилонский Талмуд в трактате Шабат (30 б) задает тот же вопрос, что и Вы: на первый взгляд кажется, что эти стихи из книги Мишлей (Притчей Соломоновых) противоречат друг другу. Талмуд приводит два примера, чтобы разрешить это противоречие.

Первый: к Раби Йеуде а-Наси пришел человек и заявил: «Твоя жена — моя жена, а твои дети — мои дети». Рабби Йеуда а-Наси не стал с ним спорить, чтобы не показать, что принимает его слова всерьез. Он просто предложил наглецу выпить бокал вина, и тот, выпив его, скончался.

Второй: Рабан Гамлиэль рассказывал на уроке о чудесных явлениях, которые должны произойти с приходом Машиаха. Слова Рабана Гамлиэля показались странными одному из его учеников, и тот позволил себе усмехнуться, заявив что «нет ничего нового под солнцем» (Коэлет 1:9). Рабан Гамлиэль повел его с собой и показал, что и в наше время в природе существует нечто подобное этим чудесам.

Талмуд приходит к следующему выводу: если глупец пытается очернить тебя — лучше промолчать, чтобы не уподобиться таким, как он. Но если он сомневается в словах Торы — нужно ему ответить, чтобы он не посчитал себя мудрым, а свой вопрос — правильным.

Мальбим в своем комментарии объясняет это противоречие несколько иначе.

Но, прежде, важно помнить: глупость, о которой идет речь в этих стихах, не столько интеллектуальный, сколько нравственный недостаток. В них говорится о человеке, который не готов воспринимать слова мудрецов, поскольку слышит в них упрек своему недостойному поведению. Поэтому он склонен искать противоречия в их словах и сомневаться в основах веры. Такому человеку зачастую бессмысленно приводить рациональные доказательства, он и сам прекрасно сознает их справедливость, и все же не способен их принять, поскольку они идут вразрез с его образом жизни.

Совет, который дает нам в подобном случае книга «Мишлей», это: «не отвечать глупому по глупости его, чтобы не сделаться подобным ему». То есть не нужно давать ему всесторонний ответ, чтобы у него не сложилось впечатление, что подобные «сомнения» беспокоят и тех, кто ему отвечает. И, все же, нельзя оставлять его совсем без ответа, «а то он будет мудр в глазах своих», то есть решит, что и на самом деле поставил нас в тупик своим вопросом. Поэтому нужно дать ему какой-нибудь простой ответ, который раскроет его глупость, и не пускаться с ним в глубокомысленные рассуждения.

В любом случае речь идет о человеке, который задает вопрос совсем не для того, чтобы услышать ответ.

Но человеку, который на самом деле ищет мудрости, нужно обязательно ответить по существу. Именно о таком случае говорят: «не бывает глупых вопросов, бывают глупые ответы». Настоящая мудрость — это стремление к ней, как сказано в Торе: «и в сердце всякого мудрого сердцем Бог вложил мудрость» (Шмот 31:6).Человека, который стремится к истине, невозможно называть глупцом.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его