Темы: Молитва Амида, Молитва о дожде, Месяц Хешван, Еврейский календарь, Еврейский закон, Талмуд, Еврейская молитва, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныРазъясните, пожалуйста, ситуацию со сменой вставки в девятом благословении молитвы Амида с летней (о росе) на зимнюю (о дожде). Как так получилось, что момент ее смены фиксируют по григорианскому календарю? В Кицур Шулхан Арухе (на русском) написано, что ее меняют на шестидесятый день после окончания лета. Это непонятно. Когда считают дату окончания лета? 1 сентября? Не получается. По нашему календарю — не может быть, т. к. в этом случае, какую дату ни возьми, не может быть 60 дней 5-го декабря. Короче, непонятно. И еще. Если датой смены вставки считается дата григорианского календаря, то почему менять вставку нужно в Маарив (вечернюю молитву)? Ведь по григорианскому календарю смена дат не вечером, а в 12 ночи. Непонятно. Шломо-Александр
Уважаемый Шломо-Александр!
Вы задали очень важный и интересный вопрос. На чем основан обычай евреев вне Земли Израиля начинать произносить в молитве зимнюю вставку — просьбу о дожде — по Григорианскому календарю?
Этот обычай основан на гмаре в трактате Таанит. Гмара говорит (10а), что бэ-гола (то есть, в Вавилоне) начинают добавлять эту вставку через 60 дней после начала ткуфат тишрэй (условно: осенний период). Во всем мире принято поступать согласно обычаю Вавилонии — начинать произносить вставку о дожде через 60 дней после ткуфы. (А в Израиле, Гмара говорит, мы начинаем произносить вечером 7 хешвана — через две недели после Шмини Ацерет, т. к. за эти две недели паломники успевали дойти до реки Евфрат). В этом вопросе мы поступаем согласно системе Шмуэля: делим средний солнечный год — 365 суток и 6 часов — на четыре равные части. Каждая ткуфа, получается, включает 91 сутки и 7,5 часов. Выходит, что эти периоды идут по среднему солнечному году, который составляет 365 суток и 6 часов.
В Талмуде приводится еще ткуфа рава Ады, которая меньше, чем ткуфат Шмуэль, и более точная, но решили для простоты расчетов ткуфот принять систему Шмуэля — по году 365 суток и 6 часов.
В этом году ткуфат тишрэй пришлась на 7 октября в 9 утра. Шестидесятый день после ткуфы включает день, на который она выпадает. Шестидесятый день выпадает на 5 декабря. Но, если считать дни по еврейскому календарю, то день начинается с вечера предыдущего дня, т. е. 4 декабря вечером. Поэтому в обычном году начинают добавлять эту вставку в молитве Маарив с 4 на 5 декабря (так было, например, в 2016, 2017 годах, и так будет в декабре 18 года). А в году, предшествующем високосному году по солнечному календарю (осень перед годом, сумма цифр которого делится на 4), за эти четыре года набирается еще один день, поэтому начинают вечером с 5 на 6 декабря. Т. е., например, в 2019 году, перед 2020, начнут произносить вставку в молитве Маарив с 5 на 6 декабря.
Ткуфат Шмуэль, как и Григорианский календарь, построен на средней продолжительности солнечного года. Поэтому они, как правило, совпадают.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»
Предлагаем вашему вниманию основную часть утренней молитвы, которая носит название «Амида» или «18 благословений» Эту молитву произносят шепотом, стоя, отсюда и ее первое название (на иврите глагол «лаамод» означает «стоять»).
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Месяц Хешван назван Бул (увядание)
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Время молитвы «Шмонэ Эсрэ»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?