Темы: Запреты, Война, Природа, Талмуд, Заповеди, Растения, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. У меня такой вопрос. У меня есть участок в Подмосковье, хочу построить дом летом. На участке много деревьев, можно их сейчас срезать? Или уже нельзя? Просто мне говорят: нельзя трогать деревья, так как сейчас уже дни после Ту би-Швата и деревья уже будут готовиться к пробуждению. В.
Уважаемая В.,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Число Ту би-Шват (15-е Швата, «новый год деревьев») в данном случае не совсем актуально, но проблема заключается в другом: разрешено ли вообще срезать плодовые деревья для того, чтобы построить дом.
В Торе есть запрет рубить плодовые деревья (Дварим 20:19-20): «Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти дерев его, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь. И его не руби; ибо (разве) дерево полевое это человек, чтобы (могло) уйти от тебя в крепость? Только дерево, о котором знаешь, что оно не приносит плодов съедобных, его можешь портить и рубить, чтобы строить осадные башни против города, который ведет с тобою войну, доколе не покоришь его».
Рубить плодовые деревья в военное время
Здесь Тора преподносит нам очень глубокий урок. Хотя во время войны люди не считаются с тем, что происходит вокруг, и существует тенденция разрушать всё, что находится на пути, Тора предписывает нам быть хладнокровными и рассчитывать, какие средства необходимы для предстоящей операции, а какие нет.
Поэтому, если для строительства осадных орудий хватает неплодовых деревьев, запрещено рубить плодовые. Но если в наличии имеются только плодовые деревья или, например, противник использует плодовые деревья для прикрытия и т. п., то разрешено вырубать и плодовые деревья (комментарий Рамбана[i]). Иными словами, запрещено бессмысленно уничтожать плодовые деревья.
Рубить плодовые деревья в мирное время
Хотя Тора запрещает рубить плодовые деревья во время войны, запрет этот существует и в мирное время. Но, как и во время войны, в мирное время этот запрет также имеет определенные рамки.
Так Рамбам[ii] (Ильхот Млахим 6:8-9) пишет (на основе сказанного в Талмуде — Бава Кама 92а), что разрешено срубить плодовое дерево в следующих случаях:
— когда стоимость его древесины выше стоимости его плодов;
— когда дерево мешает росту других деревьев;
— когда дерево приносит мало плодов, так, что содержать его экономически невыгодно.
Срубить дерево, чтобы расчистить место для строительства
Один из комментаторов Талмуда, Рош[iii] (к Бава Кама 8:15), пишет, что кроме случаев, упомянутых в Талмуде, разрешено также срубить плодовое дерево, когда место, на котором оно растет, необходимо использовать в других целях.
На основании этого ТАЗ[iv] (Йорэ Дэа 116:6) говорит, что разрешено рубить плодовые деревья, если на их месте необходимо построить дом. Некоторые галахические авторитеты (специалисты по еврейскому Закону) полагают, что это должен быть именно дом для жилья, а не для развлечений.
Однако поскольку не все галахические авторитеты принимают перечисленные разрешения, Хатам Софер[v] (респонс Йорэ Дэа 102) пишет: если необходимо срубить плодовое дерево (даже когда это разрешено), но есть возможность пересадить его в другое место, то следует пересадить. Другие полагают, что, когда необходимо срубить плодовое дерево, лучше попросить это сделать нееврея (респонс Йабиа Омер[vi] 5:12, Шевет а-Леви[vii] 5:95).
Рубить плодовые деревья опасно
Еще одна причина, по которой многие галахические авторитеты устрожают этот запрет: один из мудрецовТалмуда (Бава Кама 91 б), раби Ханина[viii], объясняет преждевременную смерть своего сына тем, что тот срубил плодовое дерево.
Рав Яаков Эмден[ix] (респонс Явец 1:76) предполагает, что, очевидно, сын раби Ханины был очень праведным человеком, поскольку была только одна причина, которой можно было объяснить его смерть. Соответственно, не может быть, чтобы он просто нарушил прямой запрет Торы и срубил плодовое дерево понапрасну. Поэтому, считает рав Эмден, сын раби Ханины срубил дерево, когда это было необходимо, но, тем не менее, нужно было устрожить запрет и не делать этого, потому он был наказан смертью.
Рав Яаков Эттлингер[x] (респонс Биньян Цион 61) не согласен с этим и полагает, что причина смерти сына раби Ханины — в том, что он неправильно оценил ситуацию, решив, что в данном случае срубить плодовое дерево разрешено, хотя на самом деле это было запрещено.
Рав Овадья Йосеф (респонс Йабиа Омер 5:12) разделяет это мнение и говорит: не может быть, чтобы сын раби Ханины умер из-за того, что срубил плодовое дерево, когда это было разрешено.
Однако раби Йеуда а-Хасид[xi] в своем известном завещании (п. 53), где перечисляются многие опасные действия, которые не следует совершать, пишет: никогда нельзя рубить плодовые деревья. Стоит отметить, что среди галахических авторитетов существует спор, являются ли предписания этого завещания обязательными для всех.
Заключение
Тора запрещает понапрасну рубить плодовые деревья. Есть случаи, когда это разрешено сделать, в частности, для строительства дома. Поскольку рубить плодовые деревья опасно, в любом случае, когда это необходимо сделать, нужно предварительно проконсультироваться с раввином.
Хатам Софер говорит: когда необходимо убрать плодовое дерево, то, если есть возможность пересадить его в другое место, так и следует поступить.
Рав Шмуэль Вознер (респонс Шевет а-Леви 5:95) говорит, что если необходимо срубить плодовое дерево (даже когда это разрешено), лучше предварительно продать нееврею дерево и участок земли, на котором оно растет, чтобы дерево срубил нееврей. В таком случае ни для кого не будет опасности, т. к. неевреям не запрещено рубить плодовые деревья.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Моше бар-Нахман, Нахманид (4954-5030 / 1194-1270, Испания — Страна Израиля), — один из величайших еврейских мудрецов всех времен, глава своего поколения, выдающийся комментатор Торы и знаток сокровенной мудрости.
[ii] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[iii] Раби Ашер бар-Йехиэль (ок. 5010-5088 / ок.1250-1327, Германия — Испания) — общепризнанный глава мудрецов диаспоры во времена Средневековья и один из величайших законоучителей всех времен.
[iv] Раби Давид бар-Шмуэль а-Леви (ТАЗ; 5346-5427 /1586-1667, Волынь — Польша) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения; автор книги Турэй Заав («Золотые ряды»).
[v] Раби Моше бар-Шмуэль Софер (Хатам Софер; 5523-5600 /1762-1839) — главный раввин Пресбурга (Братиславы), один из духовных лидеров евреев Европы.
[vi] Автор — рав Овадья Йосеф (5681-5774 / 1920-2013, Египет — Израиль), великий знаток Торы и лидер сефардского еврейства.
[vii] Автор — рав Шмуэль а-Леви Вознер (5673-5775 / 1913-2015, Австрия — Израиль) — великий мудрец Торы нашего поколения, известный израильский раввин и галахист.
[viii] Раби Ханина бар Хама — один из мудрецов Талмуда первого поколения (Вавилония — Эрец-Исраэль), ближайший ученик раби Йеуды а-Наси, составителя и кодификатора Мишны, его преемник в качестве главы ешивы в Ципори.
[ix] Раби Яаков бар-Цви-Гирш Эмден (Явец; 5457-5536 /1697-1776, Германия) — выдающийся законоучитель и каббалист.
[x] Раби Яаков Эттлингер (5558-5631 / 1798-1871) — глава йешивы в городе Альтона (Германия) его учениками были раввины Шимшон Рафаэль Гирш и Азриэль Гильдесхаймер
[xi] Раби Йеуда Хасид (4910-4977 / 1150-1217, Германия) — мудрец и знаток сокровенных разделов Торы. Автор выдающегося труда Сефер а-Хасидим («Книга благочестивых»).
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Зеев Урман
Рав Яков Гельфман
А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Глава из книги «Сефер атодаа»
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его