Темы: Йешива, Талмуд, Изучение Торы, Ашер Кушнир
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ начал учебу в йешиве. Ощущение, что я плыву по океану в неясном направлении, точнее, без направления, и берега не видно… Мне даже дали авреха в помощь, но я его не совсем понимаю. Должен ли я учиться как он? У меня нет ясной цели в учебе. Так это и должно быть?
То, что Вы описываете, ощущает практически любой, начинающий учиться в йешиве, и здорово, если он, как Вы, поинтересуется, в какую сторону плыть. Попробуем дать расширенный ответ.
Изучение Торы для баалей-тшува состоит из двух периодов:
Цель — научиться самостоятельно учиться
Чтобы выйти самому в море на судне и достичь желаемой цели, необходимо вначале освоить управление кораблем, познакомиться с искусством мореплавания и т.д. Представ перед океаном Талмуда, первое, чему надо обучиться, это тому, как в нем «плавать», то есть, усвоить методику учебы. Или, другими словами, перед Вами ясная и конкретная цель — научиться самостоятельно понимать Гмару. Для этого необходимо пройти несколько трудных этапов.
К примеру, учитель задает ученику вопрос: «Ты почему опоздал?», ученик дает ответ — «Автобус задержался!». Учитель тут же озадачивает кушией: «Что за автобус? Ты живешь тут напротив!». Ученик отбивается теруцем: «Верно, живу рядом, но вчера я ночевал у бабушки». Заодно приводит сияту — подтверждение из других авторитетных источников: «Не верите? Позвоните бабушке!».
Внимательно проанализировав пример, начнем понимать, что кушия — это не вопрос и она появляется не на пустом месте, ей должна предшествовать скрытая посылка, которая порождает противоречие. За кушией следует теруц — он должен однозначно снять кушию, оставляя в качестве истины первоначальное предположение.
Казалось бы, в этом случае мы вернулись к исходной точке рассуждений, но, на самом деле, эти рассуждения уже позволяют по-другому взглянуть на сам вопрос, и становится более понятным скрытое предположение, которое привело к появлению всего обсуждения — хава амина: учитель недоволен опозданием ученика и хочет его то ли предупредить, то ли вообще не допустить на занятие. Таким путем можно прийти к выводу — маскана: да, опоздавших наказывают, но если есть уважительная причина — оправдывают.
Подобная конструкция — это один из примеров элементарных логических структур Талмуда. В Талмуде они собираются в сложные цепочки, составляя законченный логический блок. Такая цепочка рассуждений называется шакла вэ-тария. При этом в процессе разбора необходимо постоянно следить за тем, на каком уровне рассуждений Вы находитесь — кушия, теруц, сията или маскана и т.д., и кому из мудрецов эти утверждения принадлежат.
На следующем этапе надо будет усвоить, что такое хидуш (новшество), — то есть, правило, согласно которому мудрецы никогда не утверждают очевидное, тривиальное, а только нечто новое в понимании обсуждаемого предмета.
Затем нужно обратить внимание на то, как разрешаются противоречия между мудрецами. Все выглядит очень запутанно, но постепенно Вы начнете разбираться в кажущейся противоречивости споров мудрецов и перед Вами раскроется более глубокое понимание Талмуда, которое скрыто от поверхностного взгляда.
Как пишет РАМХАЛь (Маамар аль агадот хазаль), мудрецы намеренно пользовались языком однозначным и не проясняли условий сказанного. Но, на самом деле, их утверждения истинны только в определенных границах, в конкретных условиях места и времени. А кто захочет понять сказанное так, как оно написано, т.д. буквально, — запутается и не поймет сути. По этой причине многие утверждения мудрецов выглядят противоречащими друг другу. Но! С пониманием границ и условий истинности утверждений мудрецов Талмуда — раскрывается истинное и непротиворечивое понимание сказанного ими.
Итак, научиться учиться — это программа-минимум, которую надо осуществить в йешиве. Сколько это займет? Все зависит от Ваших способностей и мотивации, а также уровня преподавания. В лучшем случае это год напряженной учебы с утра до вечера, но реально достижение уровня самостоятельной учебы может занять от 2 до 3 лет.
Осторожно — ошибки!
После всего сказанного необходимо предупредить о типичных ошибках в начале процесса обучения.
Итак, на первом этапе надо научиться учиться. Ваша цель ясна — быть способным открыть страницу Гмары и самому понять около 60-80% текста без чьей-либо помощи. С этого момента Вы сможете самостоятельно учиться и перед Вами раскрыты ворота всей Торы!
Учеба согласно своей индивидуальности
И только после этого перед Вами встанет типичная дилемма, которая встает перед каждым учащимся евреем. В какую часть Торы окунуться? Чему себя посвятить?
Ответ на этот вопрос будет зависеть от Вашей личности. Следует учесть Вашу индивидуальность и, согласно корню Вашей души, обратиться к той форме учебы, которая наиболее приемлема для Вас — то ли изучение Гмары с выходом на Галаху, то ли еще более углубленное и охватывающее изучение всего Талмуда, то ли, продолжая изучение Гмары, Вы захотите уделить внимание еврейскому мировоззрению и этике, и т.д.
Итак, маяк светит и можно выйти в плавание…
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикнижии?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Браха Губерман
Когда в наше время говорят о ешиве, думают действительно об организованном заведении, предлагающем комплексную программу, задуманную создателями крупнейшей ешивы Воложина в начале ХIХ века: конечно же, это место, где учатся, но студенты там также спят и едят и получают в этой обстановке воспитание и образование.
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Хава Куперман,
из цикла «Уроки еврейской истории»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»