Темы: Пророчество, Талмуд, Сара, Эстер, Раби Акива, Рав Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Скажите, а что кроется на самом деле за шуткой Раби Акивы, которой он хотел пробудить дремавших учеников, насчет 127 стран? С уважением, А.
Шалом, уважаемый А.!
Вы имеете в виду историю, которая приводится в Мидраш Рабба (Ноах 3), о том, как раби Акива во время урока заметил, что ученики задремали. Тогда, чтобы разбудить их, он задал вопрос: почему Эстер удостоилась стать царицей над 127 странами? И объяснил: «Так сказал Всевышний: Эстер — дочь Сары, прожившей 127 лет, пусть царствует над 127 странами». Очевидно, ответ должен был разбудить тех учеников, которых не разбудил вопрос. Потому что у праматери Сары было много потомков-женщин и ни до, ни после Эстер ни одна из них не удостоилась подобного. Напрашивается вывод о некоем особом подобии между Сарой и Эстер. (Возможно, так и следует понимать слово «дочь» — по аналогии со словом «сын», которое часто означает не «отпрыск», а «воплощение определенных качеств». Например, очень дурного человека называют «нечестивец, сын нечестивца», даже если его отец — праведник).
Однако и праведных дочерей Израиля хватало в истории. И даже, если вспомним, что Эстер была пророчицей, подобно Саре, все же было еще пять женщин-пророчиц, которые не стали царицами. Что же особенного в Эстер?
Есть несколько моментов.
Автор комментария «Тора Тмима» пишет: сходство в том, что и Сара, и Эстер были наделены властью: Эстер стала царицей по известным причинам (как мы знаем, таков был план Всевышнего для спасения еврейского народа от уничтожения, готовившегося Аманом). Сара вначале звалась Сарай. Назвав ее «Сара», Всевышний наделил ее способностью власти над народами — срара. Раби Акива увидел намек на это сходство в числе 127. Это, однако, не вполне объясняет, чем Сара и Эстер были подобны по сути.
Прежде всего «бросается в глаза», что Сара была первой пророчицей в народе Израиля, а Эстер стала последней — вскоре после событий, о которых рассказано в Свитке Эстер, пророчество исчезло из этого мира. Кроме того, что они обе были пророчицами, они входят в четверку самых красивых женщин мира, названную Талмудом (Мегила 15а, по одному из мнений).
Также мудрецы Мидраша подмечают: Сара своими молитвами помогла многим женщинам забеременеть (кроме того, когда она родила, по преданию, не только многие женщины забеременели, но и многие больные исцелились); а благодаря заслугам Эстер многие провинции империи Ахашвероша получили щедрые дары и экономические свободы от царя. Ахашверош таким образом рассчитывал узнать, к какому народу принадлежит Эстер, ожидая, что она попросит проявить особую милость к какому-то конкретному государству.
Есть и более очевидное сходство между историями жизни обеих праведниц — и Сару, и Эстер насильно забирают в царский дворец. И если Саре удается спастись в обоих случаях, Эстер приходится долго жить во дворце с нечестивым царем. Обеим приходится преодолевать внешнее влияние, и обе с честью выходят из этого испытания. Причем, если Саре нужно было оберегать себя от физического посягательства, то Эстер пришлось противостоять духовному влиянию дурного окружения, в котором она была вынуждена жить годами. Основываясь на том, что пишет рав Йеуда Брум в своем ответе, можно отметить еще одну интересную параллель: одним из следствий пленения Сары стало обретение ее мужем, Авраамом, исключительного богатства, а в результате пленения Эстер Мордехай получил великие почести — то есть, прежде всего, нечто духовного плана, хотя и материальное благополучие, как видно из текста Мегилы, не обошло его стороной.
Напоследок заметим, что Альших в своем глубоком комментарии к Свитку Эстер пишет, в частности, о числе 127: тот факт, что число стран, над которыми царствовала Эстер, совпадает с числом лет, прожитых Сарой, «намекает», что Эстер была такой же праведницей, как Сара, хотя с ней и не произошло чуда, которое спасло бы от нежелательного сожительства. Ее пребывание во дворце было необходимым для спасения народа Израиля.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Бенцион Зильбер
Подготовка к «конкурсу на замещение должности царицы» проводилась в три этапа.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его