Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Откуда известно, что яйца вообще разрешены в пищу?

Темы: Мясное и молочное, Кашрут, Талмуд, Письменная Тора, Рав Овадья Климовский, Комментарии

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины! Считается неоспоримым, что яйца — парве (не мясная и не молочная пища), значит, можно есть их с молоком. Даже бытует выражение — когда хотят сказать, что какое-то положение не подлежит сомнению, говорят: «Это — как яйцо в кутахе (вид молочного блюда)». То есть, это так же несомненно, как то, что яйцо можно есть с молочной пищей, если я правильно понимаю. Вопрос к вам: откуда это известно, ведь яйцо — это, вроде как, часть тела курицы и потом должно стать цыпленком, так почему это не мясо? И даже больше спрошу — а откуда известно, что яйца вообще разрешены в пищу? С уважением, В.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый В.!

Действительно, интересно иногда задуматься над каким-нибудь всем известным законом, и обнаружить, что не очень-то и ясно, почему на самом деле он именно таков. Вы задаете по сути два вопроса, разберем их в порядке актуальности: 1) почему яйца в принципе разрешены в пищу; 2) почему они не считаются мясом. И, хотя обычно мы полагаемся на логику «все, что не запрещено, — разрешено», стоит помнить, что нет никакого оправдания подмене этого принципа другим, к сожалению, более популярным: «все, что я не изучил в достаточной степени и поэтому не знаю, что оно запрещено, — разрешено».

  1. На вопрос, почему яйца разрешены в пищу, можно было бы ответить просто: а почему бы и нет? Ведь известен принцип: «все, что выходит из чистого — чистое». (Принцип также гласит, что все, выходящее из нечистого, нечисто, этим мы снимаем вопрос о яйцах некошерных птиц). Однако авторы Тосафот, задававшиеся этим вопросом, почему-то не ответили так, как мы предлагаем. Да и спрашивать, если наш подход верный, особенно нечего. Вероятно, вопрос не так прост. И действительно, Талмуду пришлось искать в Торе стих, который можно истолковать как разрешение пить молоко, потому что есть, казалось бы, веская причина запретить его: ведь молоко выходит из живого животного, и, соответственно, подобно куску мяса, отрезанному от живого животного, а есть такое мясо — прямой запрет Торы. На наше счастье, такой стих нашелся. И вот здесь становится понятна глубина Вашего вопроса: почему яйцо — это не «эвер мин а-хай», не «кусок от живого (животного)»? Вот что обнаружилось: в трактате «Хулин» (140а) доказано, что заповедь не забирать птицу из гнезда вместе с яйцами или птенцами («Отошли мать, а детей забери себе» — Дварим 22:7, заповедь называется «шилуах а-кен»), относится только к птицам, разрешенным в пищу. (Упрощенно излагаю вывод из талмудического пассажа). Дело в том, что о яйцах нечистых птиц нельзя сказать «забери себе[1]» — их можно взять только для собаки, но не для себя. Тосафот в этом же трактате (64а) пишут: отсюда ясно, что яйца кошерных птиц в пищу разрешены. Таким образом, даже если мы объявим, что яйцо — это «кусок от живого», специальным упоминанием о нем в этом стихе Тора разрешила употреблять его в пищу.
  2. В трактате «Бейца» (6б) сказано: если зарезали птицу и нашли внутри у нее уже сформировавшиеся яйца, разрешено есть их с молоком. (Имеется в виду, что они рассматриваются не как часть тела птицы, иначе их следовало бы считать мясом, — а как уже снесенные, отдельные от птицы продукты). Раби Нахман, сын знаменитого Рамбана, комментируя это положение Талмуда, цитирует автора «Алахот Гдолот»: снесенное яйцо не считается мясом потому, что в принципе мясо птица приравнено к мясу животных только указом мудрецов, а Тора не запрещала есть мясо птицы с молоком. Соответственно, яйцо, которое не похоже по вкусу (я бы добавил, и по виду) на мясо, мудрецы не стали запрещать. Поэтому его можно есть с молоком без всяких опасений.

С уважением, Овадья Климовский


[1] Когда в Торе сказано «себе», это принято понимать как «для всех своих нужд», так употребление этого слова объясняется в Талмуде во многих случаях. Соответственно, если сказано «себе, тебе», подразумевается, что ты, хотя бы теоретически, можешь это и съесть.

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его