Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что говорит еврейский закон о переносе останков умерших в Израиль?

Темы: Зоар, Душа, Земля Израиля, Рамбам, Талмуд, Похороны, Смерть, Жизнь, Постановления мудрецов

Отложить Отложено

В Торе говорится, что наши праотцы просили, чтобы их похоронили в Израиле. Есть ли такая заповедь для всех? Что говорит еврейский закон о переносе останков в Израиль? Ури

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Ури,

Большое спасибо за интересный вопрос.

Как поступали праотцы

Вы правы, из Торы видно, что наши праотцы придавали особое значение тому, чтобы быть похороненными в Земле Израиля. Так в главе Ваехи праотец Яаков берет клятву со своего сына Йосефа, что тот похоронит его в Земле Израиля. Позже сам Йосеф заклинает евреев, чтобы они, когда будут выходить из Египта, забрали его останки в Землю Израиля.

Мидраш говорит, что из Египта вынесли и останки других братьев. Ибн-Эзра (комментарий к Берешит 23) пишет: в главе Хаей Сара сообщается, какие великие усилия прилагал праотец Авраам, чтобы похоронить Сару. Это показывает нам особое значение Земли Израиля — как для живых, так и для мертвых.

Почему важно быть похороненным в Земле Израиля

У наших мудрецов находим несколько объяснений:

Талмуд (Ктубот 111а) говорит: тот, кто похоронен в Земле Израиля, — как будто похоронен под жертвенником Храма. Жертвенник является символом искупления. Так, в Мидраше сказано, что Всевышний взял прах земной, чтобы сотворить первого человека, оттуда, где впоследствии будет находиться храмовый жертвенник. Т. е. человек был создан из земли, взятой на том месте, где впоследствии он будет получать искупление.

Таким образом, тот, кто похоронен в Земле Израиля, как бы возвращается туда, где был создан, и получает особое искупление.

— Там же Талмуд говорит: воскрешение мертвых будет только в Земле Израиля. Поэтому останки тех, кто похоронен за ее пределами, будут «перекатываться» подземными путями, пока не достигнут этой Земли. И только праведникам удастся избежать связанных с этим мучений, для них эти пути будут просторными, такими, что они смогут передвигаться в полный рост.

Душа человека может подниматься по духовным ступеням и после смерти, и святость Земли Израиля способствует этому.

Все сказанное относится к ситуации, когда человек умер в Земле Израиля и был похоронен в ней. Теперь давайте попробуем рассмотреть ситуацию, когда человек умирает за границей, а затем его останки перевозят в Эрец-Исраэль.

А что с теми, кто умер заграницей?

Талмуд (Ктубот 111а) рассказывает, что мудрец Ула, который часто ездил из Вавилона в Эрец-Исраэль, чтобы сообщать мудрецам в Вавилоне о постановлениях мудрецов Земли Израиля и наоборот, умер за пределами Земли Израиля. Другой мудрец, раби Элазар, скорбя о нем, упомянул слова пророка Амоса: «а ты умрешь в земле нечистой» (см. Амос 7:17).

Затем ему сообщили, что Улу собираются похоронить в Эрец-Исраэль, на что он ответил: нельзя сравнить то, как земля принимает человека при жизни, с тем, как она принимает его после смерти.

Отсюда следует, что умереть за границей и быть похороненным в Земле Израиля — это не такой уровень, как умереть и быть похороненным в Земле Израиля.

Более того, Иерусалимский Талмуд (Килаим 9:3) говорит: когда один из мудрецов, раби Кирия, увидел, как гробы людей, умерших за границей, переносят в Землю Израиля, он сказал об этом словами пророка Ирмияу (2:7): «… а вы пришли и осквернили землю Мою, и сделали удел Мой скверною».

На это ему ответили: когда они подходят в границе Земли Израиля, то берут горсть этой земли и кладут на гроб — для искупления, как сказано: «и искупит землю Свою и народ Свой» (Дварим 32:43). Кстати, это один из источников обычая — класть в могилу горсть земли из Эрец-Исраэль, если еврея хоронят за границей (Рамо, Йорэ Дэа 363:1). Тем не менее, в Иерусалимском Талмуде мы видим достаточно негативное отношение к переносу останков в Землю Израиля.

И в каббалистической Книге Зоар (комментарий к главе Ваехи) находим негативное отношение к переносу останков в Эрец-Исраэль. Там сказано, что просьба праотца Яакова о перезахоронении — это исключение, ведь Яаков был великим праведником. Кроме того, Всевышний Сам обещал ему спуститься с ним в Египет и вывести его оттуда, как сказано (Берешит 46:4) «Я сойду с тобой в Египет, и Я возведу тебя обратно…».

А что об этом говорит еврейский Закон?

Тем не менее Шулхан Арух (Йорэ Дэа 363:1) однозначно постановляет: разрешено переносить останки в Землю Израиля.

Так же постановляет и Рамбам (Ильхот Млахим 5:11). Вначале он приводит слова Талмуда (Ктубот 111а): нельзя сравнить то, как земля принимает человека при жизни, с тем, как она принимает его после смерти. Но затем он пишет: тем не менее, великие мудрецы переносили своих умерших в землю Израиля. В своих респонсах он также пишет, что это является принятой практикой.

А суровые слова раби Кирия, приводимые в Иерусалимском Талмуде, как полагают некоторые комментаторы, относятся только к тем, кто имел возможность жить в Земле Израиля, но не воспользовался этой возможностью (Пнэй Мойше, респонс Шевет а-Леви 2:207). Другие комментаторы говорят, что мнение раби Кирия не разделяют другие мудрецы Талмуда (респонс Мааральбаха 63).

Спор о перенесении останков Карлин-Столинского Ребе

Интересно, что этот закон не раз рассматривался в целях практического применения. Так в 1955 году во время своего пребывания в Америке скончался Карлин-Столинский Ребе раби Йоханан Перлов. Вдова и дочь рава, а также его хасиды, проживающие в Земле  Израиля, хотели, чтобы Ребе похоронили в Израиле. А часть его хасидов, проживавших в Америке, хотели, чтобы его похоронили там, где он умер. Сатмарские хасиды, имеющие большое влияние в Америке, также хотели, чтобы он был похоронен в Америке.

Сначала вопрос рассматривался бейт-дином Эйда Харедит в Израиля. Он дал однозначный ответ: Ребе должен быть похоронен в Земле Израиля.

Во-первых, хотя Зоар осуждает практику перевоза останков в Землю Израиля, когда есть противоречие между каббалистическими источниками и Талмудом, закон устанавливается в соответствии с Талмудом и Шулхан Арухом — таково существующее правило. Значит, раз Шулхан Арух разрешает привозить останки в Эрец-Исраэль, то так и следует поступить.

Во-вторых, даже в Зоаре сказано, что если умерший — великий праведник, то можно сделать исключение и перевезти его останки в Землю Израиля. И бейт-дин отметил, что и покойного Ребе можно отнести к категории великих праведников.

После этого вопрос рассматривал бейт-дин в Америке. В его состав входили рав Мойше Файнштейн, рав Йосеф Энкин и рав Эфраим-Залман Альперин. Этот бейт дин также постановил, что нельзя препятствовать перевозу умершего в Землю Израиля, поскольку таково желание вдовы и дочери, кроме того, бейт-дин в Израиле также разрешает это.

В конечном счете, Ребе был похоронен в Израиле, в городе Тверия, недалеко от могилы раби Менахема-Мендла из Витебска.

Останки Моше Монтефиоре

Около сорока лет назад встал вопрос о перезахоронении Моше Монтефиоре: перевозе останков из Англии в Израиль. Монтефиоре был известным меценатом, он очень много сделал для развития и освоения Земли Израиля. Его собирались похоронить в живописном районе Ямин Моше, который он заложил, рядом  со знаменитой ветряной мельницей, которую он построил, чтобы еврейское население больше не зависело от поставок арабской муки.

Однако рав Моше Файнштейн (Игрот Моше, Йорэ Дэа 3:153), которому задали этот вопрос, высказался против перезахоронения. Он обосновал это так: во-первых, право заниматься перезахоронением принадлежит потомкам умершего, а в данном случае этим занимались бы государственные структуры. Во-вторых, как это будет выглядеть по отношению к другим праведным людям и раввинам, останки, которых останутся за границей?

Рав Овадья Йосеф (Йабиа Омер, Йорэ Дэа 7:39), в свою очередь, не видел проблемы в перезахоронении останков Монтефиоре и говорил, что подобный прецедент уже был, когда из Италии перевезли останки великого сефардского мудреца Рабейну Хида. Однако этот замысел так и не воплотился в жизнь.

Заключение

Итак, мы выяснили, что по нескольким причинам быть похороненным в Земле Израиля имеет особое значение для души умершего.

Принимая решение о переносе останков, следует учесть несколько факторов. Одним из раввинов, не одобрявших перенос останков в Землю Израиля, был рав Йосеф Энкин (Тшувот Ибра 66). Он приводил также следующий довод: часто это является непосильным финансовым бременем для семьи, из-за переноса останков приходится влезать в долги. А «лишние» деньги он предлагает потратить на поддержку изучения Торы и малоимущих.

А рав Яаков Каменецкий считал, что умерший должен покоиться там, где потомкам было бы удобно его посещать.

Кроме того, к процессу переноса останков в Израиль есть некоторые галахические требования, которые необходимо соблюсти. В Америке этим занимаются соответствующие организации, однако в других странах потомкам умершего нужно позаботиться о соблюдении законов самостоятельно.  

Поэтому вопрос о перезахоронении останков в Израиле — сугубо индивидуальный, и каждая семья должна решать его по своим возможностям.  

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его