Темы: Машиах, Пророк, Природа, Рамбам, Талмуд, Мишне Тора, Рав Эльяким Залкинд
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, ув. рав. У меня вопрос по поводу понимания пророчеств. С одной стороны, я слышала от знакомого хареди, что все пророчества нужно понимать буквально и именно в буквальном смысле они обязаны осуществиться, а понимание их только как аллегорий — это кфира (неверие). С другой стороны, я читала у Рамбама, что все пророчества о чудесах эпохи Геулы следует понимать только как аллегорию. Помогите разобраться, пожалуйста, так возможно ли, что слова пророков — это только аллегория, не подразумевающая буквально воплощение чудес, или обязательно должно быть буквальное воплощение пророчеств, а Рамбама нужно понимать как-то иначе? Заранее благодарю. N.
Уважаемая N.,
Спасибо за интересный вопрос. Все пророчества нужно понимать буквально? Или как аллегорию?
В действительности, есть два мнения в Талмуде (см. Брахот 34 б, есть еще в нескольких местах). Согласно одному — пророки, предрекавшие изменение некоторых природных закономерностей в будущем, говорили о временах Машиаха (а не о Грядущем мире). Согласно другому — во времена Машиаха «обычай мира» будет отличаться от сегодняшнего только тем, что евреи не будут подчинены царствам народов мира и царство вернется к народу Израиля (царство Машиаха).
Действительно, Рамбам в комментарии к Мишне (Санhедрин, гл. Хелек), казалось бы, основывается на втором мнении и потому объясняет пророчества об изменении природы «в лучшую сторону» как аллегорию, образное описание того, как добро возобладает во всех областях: не будет проблем с пропитанием и других материальных забот, войны полностью прекратятся, наступит всеобщий мир, не будет страданий, человеческая жизнь будет долгой и т.д. Так же он пишет и в своей книге законов, Мишне Тора, в разделе Ильхот Млахим (12, 1): «Не следует думать, что в дни Машиаха будет отменено что-то из обычая мира или что произойдет обновление Творения. Но мир будет идти своим чередом. А то, что сказано у пророка Йешаяу (11, 6) — И будет волк жить рядом с ягненком, и леопард лежать с козленком и т.д., — это образ и аллегория». Это означает, что те, кто раньше был слаб и притеснен (народ Израиля в веках изгнания, отданный на волю правителей мира), не будут бояться приближения бывших притеснителей и злодеев. «И все вернутся к истинной вере, и не будет ни кражи, ни уничтожения… И, подобно этому, все остальное, написанное (о том времени), — так же образ». Об этом же Рамбам пишет в Ильхот Тшува (Законах Раскаяния 9, 2): природа не будет изменена.
Однако, казалось бы, существует противоречие в самих словах Рамбама. Ведь там же, в Законах Раскаяния, немного раньше (8, 7), он пишет, что всё, сказанное пророками о новом состоянии мира, относится к временам Машиаха. То есть, в этом случае он принимает первое мнение, изложенное в Талмуде. (Можно было бы сказать, что верно и то, и другое, слова пророков относятся к тому времени, однако описывают будущее состояние мира аллегорически. Но такое объяснение было бы натянутым. Ведь в Талмуде сказано, что это два различных мнения. Согласно одному мнению, законы природы будут изменены в это время, согласно другому — они не будут изменены, лишь порабощение закончится. На это противоречие указывают комментаторы Рамбама).
Виленский Гаон объясняет: в действительности оба мнения — о временах Машиаха. Но есть два периода, носящие это название. Один — еще до наступления последнего срока, отведенного для прихода Машиаха, сына Давида, в это время «обычай мира» еще не изменится. И, если люди удостоятся, это произойдет много раньше последнего срока. Но есть и последний срок, который наступит независимо от того, будут люди достойны или нет, и тогда зло будет покорено окончательно и все изменения, описанные у пророков, вступят в силу — в прямом смысле.
Есть и другие объяснения, подобные объяснению Виленского Гаона: что уже после прихода Машиаха будут два этапа. Вначале, несколько десятков лет, природа не изменится, но затем начнут меняться законы мироздания и мир приобретет иной вид (и все это — задолго до конца 6000 лет, отведенных на существование этого мира).
Всего доброго, с уважением, Эльяким Залкинд
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Яков Гельфман
А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография выдающегося законоучителя
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его