Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Прямы пути Всевышнего, праведники пойдут по ним, а преступники на них споткнутся»Пророк Ошеа 14, 10

Можно ли молиться в комнате, где висят иконы?

Темы: Моше, Идолопоклонство, Фараон, Талмуд, Хафец Хаим, Молитва, Раши, Казни Египетские, Мехильта

Отложить Отложено

Иногда мне по работе приходится ездить в командировку в другой город. Там нет синагоги, и я останавливаюсь у своих знакомых. У них в доме висят «иконы», которым они поклоняются, и я не могу попросить их убрать, т.к. это вызовет негативную реакцию. Как мне там молиться?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Изначально необходимо найти для молитвы спокойное место без предметов идолопоклонства, но, если это невозможно, то разрешено молиться там, такие предметы присутствуют, при условии, что не молятся в их направлении.

Давайте вкратце разберем этот вопрос. В недельной главе Ваэра (Шмот 9:29) Тора рассказывает нам о том, что Фараон в ужасе от седьмой египетской казни — града — попросил Моше немедленно помолиться Всевышнему, чтобы Тот избавил Египет от этой казни. Моше сказал, что сможет это сделать, только покинув город. Раши комментирует этот стих и объясняет на основе мидраша Шмот раба 12:5): Моше не мог молиться в городе, т.к. там находились египетские идолы. Поэтому ему необходимо было выйти за пределы города.

Кроме того, Талмуд (Шабат 127 б) сообщает, что когда Раби Йеошуа должен был зайти в дом одной влиятельной особы в Риме, он снял тфилин, чтобы не вносить этот священный предмет в помещение, где находятся идолы.

Упомянутый мидраш из Шмот раба о Моше Рабейну лег в основу респонса рава Исраэля Исерлина (Маарай; ок. 5150-5220 — ок. 1390-1460, Германия, Австрия; Трумат а-Дэшен 6). Там рассматривается вопрос о человеке, который находится в пути и должен прочесть молитву Минха. У путешественника есть две возможности: помолиться на обочине дороги или добраться до ближайшего постоялого двора, принадлежащего неевреям, и молиться там.

Оба варианта имеют свои недостатки: если молиться на обочине, вполне вероятно, что проходящие и проезжающие могут помешать и прервать молитву. С другой стороны, если молиться на постоялом дворе, то, даже если удастся найти там укромный уголок, скорее всего, в городе, да и на самом постоялом дворе будут находиться различные предметы идолопоклонства.

Автор Трумат а-Дэшен пишет, что изначально лучше найти спокойное место на обочине дороги, где можно было бы беспрепятственно помолиться. Если же это невозможно, то можно молиться и на постоялом дворе при условии, что там можно найти укромный уголок, где никто не помешает молитве.

Получается, что, когда нет другого места, где можно было бы спокойно помолиться, разрешено «абстрагироваться» от того обстоятельства, что в городе и в доме, где молятся, находятся идолы. Более того, Трумат а-Дэшен добавляет, что сегодня в силу обстоятельств большинство евреев проживает и молится в городах, где находится множество предметов идолопоклонства.

Рамо (Орах Хаим 94:9) приводит этот закон. Мишна Брура (94:30) добавляет, что, если невозможно найти другое место и приходится молиться в помещении, где есть предметы идолопоклонства, то это разрешено при условии, что не молятся в направлении идолов. Т.е., хотя по закону необходимо молиться в направлении Земли Израиля и Иерусалима, если на этой стене висит изображение идола, то необходимо повернуться в другую сторону. Если же и это невозможно, например, когда речь идет о лежачем больном, который не может повернуться в другую сторону и невозможно чем-то накрыть идола, то нужно молиться с закрытыми глазами (Шеарим мэцуяним бэ-Алаха 18:7).

Получается, если нет возможности молиться в синагоге, то изначально необходимо найти спокойное место для молитвы, где не было бы предметов идолопоклонства. Но, если это невозможно, то разрешено молиться там, где такие предметы есть, при условии, что не молятся в их направлении.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше