Темы: Йешива, Талмуд, Раши, Изучение Торы, Тосафот, Сончино, Рав Арье Гальчук
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Обычно после цитаты из Талмуда в скобках идут две цифры через запятую или точку с запятой. Скажите пожалуйста, что они обозначают и как их озвучить?
Шалом! Спасибо за вопрос.
Что за две цифры приводятся после цитат из Талмуда?
Классическое издание Талмуда поделено на трактаты, а каждый трактат, в свою очередь, — на листы и страницы. Лист — две страницы. Листы обозначают буквами святого языка, согласно их числовому значению, а страницы — двумя первыми буквами алеф и бет или, соответственно, одной или двумя точками. Например: двенадцатый лист, первая страница обозначается יב. (йуд-бэт и одна точка) а двенадцатый лист, вторая страница — יב: (йуд-бэт и две точки). В русском тексте принято писать 12а и 12 б.
Лист Талмуда в знакомой нам форме появился в конце 15 в. в Италии. Там, в типографии города Сончино, решили поместить текст Талмуда в центре, а классические комментарии Раши и Тосафот по бокам — Раши с внутренней стороны листа, Тосафот — с внешней, а прочие комментарии в конце трактата. Чуть позже, в венецианском издании 1520 года, появляется общепринятая разбивка на листы и страницы. Постепенно лист Талмуда «обрастает» разнообразными дополнениями и примечаниями, которые печатают на полях — вокруг комментариев Раши и Тосафот.
Пожалуй, самым удачным изданием Талмуда, получившим всеобщее признание, стало напечатанное в Вильно в типографии вдовы и братьев Ромм в 1880 году. Текст Талмуда и основных комментариев во всех современных изданиях выглядит совершенно одинаково — как в тогдашнем виленском издании. Таким образом закрепилось не только общепринятое деление на листы и страницы, но и так называемая «форма листа» — определенный вид всех листов Талмуда. Существует даже особый экзамен — на знание Талмуда «на иглу». Лист протыкают иголкой, и человек должен сказать по памяти, какое слово проткнуто на каждой из страниц.
С уважением, Арье Гальчук
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Неизвестный автор
Автор на сайте Toldot.ru. Часто отвечает на вопросы посетителей сайта.
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Тот, кто углубленно изучает Талмуд, видит, что похожие внешне ситуации могут по сути дела сильно отличаться друг от друга. И поэтому толкования мудрецов в разных трактатах различны.
Браха Губерман
Когда в наше время говорят о ешиве, думают действительно об организованном заведении, предлагающем комплексную программу, задуманную создателями крупнейшей ешивы Воложина в начале ХIХ века: конечно же, это место, где учатся, но студенты там также спят и едят и получают в этой обстановке воспитание и образование.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.
Браха Губерман
О раби Шломо Ицхаки — великом комментаторе Хумаша и Талмуда
Рав Бенцион Зильбер
Неужели в Торе действительно сказано, что Всевышний потребовал человеческих жертвоприношений? Хотелось бы ошибиться!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Браха Губерман
Великий комментатор Талмуда рабби Ицхак бен рабби Шмуэль
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его