Темы: Ненависть, Раввин, Пиркей Авот, Мишна, Талмуд, Изучение Торы, Праведник, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПожалуйста, вы бы не могли поподробней раскрыть тему: что значит «ам а-арэц» в наши дни? Почему нельзя быть богобоязненным человеком, не изучая Тору, и почему «ам а-арэц» не может быть хасидом, как сказано в «Поучении отцов»? Спасибо.
Здравствуйте!
Выражение «ам а-арэц» дословно переводится как «народ земли» и обычно используется для обозначения грубого невежды и необразованного человека. На самом деле, это не совсем точное объяснение, т. к. в Талмуде мы видим, что ам а-арэц мог быть и аристократом, и ученым, и богобоязненным человеком. Кто такой ам а-арэц на самом деле, объясняется в трактате Сота 22 б:
«Кто такой ам а-арэц? Тот, кто не произносит Шма Исраэль утром и вечером, — мнение раби Меира. А мудрецы говорят: тот, кто не накладывает тфилин. Бен-Азай сказал: тот, кто не носит цицит (на четырехугольной одежде). Раби Йонатан бен-Йосеф говорит: тот, кто не растит сыновей для изучения Торы. Другие говорят: даже если человек изучил Танах и Мишну, но не был в тесном контакте с мудрецами Торы, остается ам а-арэцем». (Быть в тесном контакте с мудрецами Торы — значит перенять их методы изучения, опирающиеся на логику Гмары, для прояснения сложных вопросов и противоречий). А в Гмаре Псахим (49) сказано, что ненависть ам а-арэц к талмид-хахаму больше, чем ненависть антисемита к еврею.
Подведя итоги сказанному, можно выявить четыре основных качества, характерных для ам а-арэца:
1. Небрежное отношение к соблюдению заповедей Торы. При этом его халатность нельзя объяснить просто незнанием, ведь такие заповеди, как о цицит и тфилин, прямо записаны в Торе и это очень «заметные» заповеди, их исполнение любым религиозным евреем «бросается в глаза». Значит, человек не соблюдает их не столько по необразованности, сколько из убеждения, что их соблюдение необязательно…
2. Невежественность в Торе. Как следует из многих изречений в Талмуде, невежественность в Торе также играет ключевую роль при составлении «фоторобота» классического ам а-арэца. При этом, как следует из слов «других» (см. цитату из трактата Сота), ам а-арэц может быть вполне грамотным и даже знать наизусть Письменную и Устную Тору, но поверхностное понимание выученного, а также отсутствие тесного контакта с мудрецами Торы приводит такого «талмид хахама» в категорию «ам а-арэц».
3. Пренебрежение изучением Торы. Это ясно из того, что ам а-арэц не посылает своих детей изучать Тору. Это также показывает, что основным качеством ам а-арэца является не столько необразованность, сколько отсутствие уважения к изучению Торы. Ведь если бы он ценил изучение Торы, то хотя бы детей попытался вырастить талмидей-хахамим.
4. Ненависть к мудрецам Торы.
Из сказанного ясно, что, мудрецы не имели ничего против конкретного человека или группы людей, не по своей вине не удостоившихся изучать Тору или достичь в этом изучении успехов. Их отрицательное отношение — прежде всего, к осознанному образу жизни ам а-арэца, подкрепленному определенным мировоззрением. Что думал тогдашний ам а-арэц, игнорируя прямые предписания Торы? Это можно себе представить, вспомнив взгляд, распространенный среди верующих, но не соблюдающих евреев: мол, главное — это быть верующим в сердце, а такие мелочи, как цицит, тфилин, мезуза и другие внешние проявления религиозности, не являются доказательством истинной веры в Б-га.
Ярую ненависть ам а-арэца к мудрецам Торы также несложно представить, вспомнив сегодняшние эмоциональные письменные и устные высказывания: «Зачем нужны нам эти раввины?! Сидят на шее рабочих людей, ничего не делают, да еще считают себя лучше других!»
Ам а-арэц, который знает Танах и Мишну, но не исследует углубленно, считает, что изучение Торы — это как изучение профессии, где необходимо пройти определенный материал, сдать экзамен или написать работу — и можно спокойно носить звание талмид-хахама, раввина или цадика. Опасность такого подхода — в том, что, не пропустив через себя информацию, не углубившись в нее с помощью устранения «противоречий» и разрешения «проблем» текста, невозможно выявить причины, по которым был принят тот или иной закон, а также границы применимости этого закона, что необходимо для принятия решения в ситуациях, которые не описаны в книгах напрямую. Однако из-за количества усвоенной информации такой человек вводит окружающих в заблуждение: им кажется, что он обладает колоссальными знаниями и может себе позволить авторитетно высказываться по вопросам Галахи и еврейского мировоззрения.
Что можно ответить на соображения ам а-арэца?
В первую очередь, несмотря на большую ценность веры во Всевышнего в сердце и наличия у человека религиозного чувства, в конечном счете, настоящим показателем веры остается действие. Изменить привычное поведение намного сложнее, чем эмоциональное отношение и интеллектуальную позицию, и именно этого более сложного от нас ждет Всевышний.
Наличие людей, постоянно изучающих Тору, жизненно необходимо для еврейского народа: во-первых, чтобы всегда в народе присутствовали знатоки Торы, которую народ обязан соблюдать правильно; во-вторых, потому, что без людей, изучающих Тору, народ становится духовно уязвим.
Распространённое представление, что изучить Тору и стать талмид-хахамом можно, пройдя ускоренный курс обучения, берет свое начало в ошибочном мнении, что Тора — это сухая информация, наподобие других корпусов знания. На самом же деле Тора — это прежде всего образ жизни и мышления, который выстраивается только годами кропотливой учебы и только если человек готов впустить выученное в свою душу. Это единственная возможность стать истинным талмид-хахамом и усвоить истинный взгляд на вещи.
Любопытная разновидность ам а-арэца — «ам а-арэц хасид», так сказать, благочестивый ам а-арэц. В трактате Авот (2:6) сказано, что ам а-арэц не может быть благочестивым, даже если стремится к этому всеми силами. А в Гмаре (Шабат 63а) сказано, что следует избегать соседства с ам а-арэцем, ведущим благочестивый образ жизни. Чем плох сосед ам а-арэц, который всем сердцем желает быть благочестивым и приблизиться к Всевышнему? На это отвечают комментаторы: движимый исключительно религиозным порывом, ам а-арэц, в силу своей невежественности, может нарушить законы, о существовании которых даже не подозревает, а иногда и вовсе нанести вред окружающим. Например, приняв на себя устрожения, не соответствующие его уровню, в соблюдении заповедей «между человеком и Б-гом», он может нарушить заповеди «между человеком и человеком». А «усиливая» соблюдение заповеди о милосердии не там, где надо, человек может начать проявлять сочувствие к жестоким, что, как указывают наши мудрецы, ведет к жестокости по отношению к милосердным. По таким вопросам может принять решение только мудрец Торы, по-настоящему знающий законы Торы и умеющий правильно расставить приоритеты в неоднозначных ситуациях.
Поэтому, несмотря на святое желание быть праведным, ам а-арэцу не дано быть истинно благочестивым. Ведь ему не хватает глубокого знания Торы и, что самое страшное, уважения к знаниям мудрецов Торы. Чтобы не перенять ошибочное «благочестивое поведение» такого соседа, мудрецы советуют переехать подальше от него.
К сожалению, многие воззрения ам а-арэца времен Талмуда сохраняются и в современном обществе. Чтобы не добиться малопочетного звания «ам а-арэц», важно вести настоящий религиозный образ жизни, изучать Тору и понимать всю важность ее изучения, посылать детей в религиозные учебные заведения и, конечно же, советоваться с мудрецами Торы, которые живут в нашем поколении.
С уважением, Моше Сытин
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Устная Тора
Рав Реувен Пятигорский
Рав Александр Айзенштадт
В чём состоит работа раввина? За какой срок можно выучиться на раввина?
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пиркей Авот, сборник изречений мудрецов Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Основное содержание — этическое учение
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?