Всевышний создавал мир, руководствуясь Торой. Это была та же Тора, которую получил Моше?25 октября, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Написано, что Моисей получил Тору на горе Синай. Мой вопрос: получил ли он от Творца, да будет Он восславлен, ту самую Тору, которая существовала всегда и находилась у Всевышнего, как приводится в Мидрашах, что Творец создавал мир, руководствуясь Торой? Или же она была переработана каким-то образом для более простой усвояемости человеком и переведена на человеческий язык, безусловно, сохранив при этом всю свою неизмеримую глубину? Читать дальше |
|
Творец нематериален, у него нет образа и подобия. Как же Он создал человека по Своему образу?21 октября 2022 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Помогите, пожалуйста, разобраться. В тринадцати принципах веры Рамбама говорится, что Творец — нематериален и Ему не свойственны присущие материи качества и нет никакого подобия. Тогда как понимать слова (Берешит 1:26): «И сказал Б-г, создадим человека в образе нашем…»? И комментирует Раши: «Нашей формой (для оттиска, придания очертаний)». Большое спасибо. N. Читать дальше |
|
Какое место отводится Луне в иудаизме?20 октября 2022 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, насколько я помню, Луна занимает не последнее место в различных религиях, верованиях, а также в научных теориях. А какое место отводится Луне в иудаизме, и что с чем это связано? Марк Читать дальше |
|
Был ли такой период на земле, когда хищники питались травой?19 октября 2022 года, отвечает Рав Менахем Эпель Здравствуйте! В Торе говорится, что животным после их создания были даны в пищу растения. Какие животные здесь имеются в виду, только травоядные или хищные также? Был ли такой период на земле, когда хищники питались травой? Почему было так задумано Богом — создавать их хищными по строению тела, но с повелением есть траву? Спасибо. Читать дальше |
|
Почему Йосеф не искал свою семью?10 декабря 2021 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом. У меня вопрос по недельному разделу Ва-игаш. Когда Йосеф вышел из тюрьмы, он стал правителем Египта и очень разбогател за 9 лет, тогда почему он не начал искать свою семью с того момента, как вышел из тюрьмы? Спасибо. С уважением, |
|
Прошу Вас пояснить высказывание «Дела отцов — знак для детей»14 октября 2021 года, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте, меня зовут Артём, прошу Вас пояснить высказывание «Дела отцов — знак для детей». Читать дальше |
|
Что это за свет, о котором говорится при сотворении Мира?3 октября 2021 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Подскажите пожалуйста, что такое свет, о котором сказано в Берешит 1:3: «И сказал Б-г: будет свет, и был свет» и 1:5: «И назвал Б-г свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро, — день один». А. Читать дальше |
|
Мы должны думать о человеке только хорошее. Почему же комментаторы так плохо думают о Хаме?18 ноября 2020 года, отвечает Рав Арье Гальчук Мы должны о человеке думать только хорошее. Почему же комментарии в отношении Хама только негативные? Рассмотрим такой вариант того, что произошло с Ноахом после потопа: Ноах вырастил виноград, сделал вино, выпил лишнего и уснул в своём шатре. Чаще всего перепившие погибают, например, захлёбываясь собственными рвотными массами. Хам, заботясь об отце, решил проверить его состояние. Он зашел вперед спиной, спросил его о самочувствии, Ноах не отвечал. Хам вынужден был посмотреть на него, чтобы оценить его состояние и повернуть, если тот лежал на спине, чтобы отец не задохнулся. Затем вышел и рассказал братьям о его состоянии, сказал, чтобы они не заходили в шатер, так как отец обнажён. Он его не накрыл, но ведь место явно не холодное. Ведь мы знаем, что для оказания помощи можно нарушать запреты. Ноах, проснувшись, проклял Хама и его младшего сына (интересно, за что?). Но адекватность человека с похмелья хорошо известна. О Кнаане сказано в Берешит 10:15-18 как о прародителе Иевусеев (Иевус — это древнее название Иерусалима — Судей 19:10). Это те же самые йевуси из книги Дварим, недельный раздел Шофтим, глава 20: «16. Только из городов этих народов, которые Господь, Б-г твой, дает тебе в удел, не оставь в живых ни души; 17. Но на истребление обреки хити и эмори, кенаани и перизи, хиви и йевуси, как повелел тебе Господь, Б-г твой». Малки-Цедека называли царем Шалема, то есть того же Иерусалима. По одному еврейскому преданию, это был Шем, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. По другому преданию, он принадлежит к семейству Хама и Иафета. Но ведь в те времена у каждого рода был свой надел. А это была земля Хама. Так что более вероятно, что Малки-Цедек был из рода Хама. И уже после завоевания обещанной Ашемом земли евреями Давид завоевал Иерусалим у иевусеев. Значит, они не были истреблены! Вопрос. Так в чём же вина Хама, если рассматривать этот вариант? И был ли Ашем согласен с проклятием Хама и Кнаана, ведь Ашем не дал его потомков в рабство евреям? С уважением, Ефим Читать дальше |
|
Почему имя человек «Адам» связано с происхождением его тела (от адама — земля), а не с его душой?16 октября 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес «И создал Господь Б-г человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Берешит 2:7). Если я правильно понимаю имя первого человека Адам (а отсюда и общее название всего человеческого рода) происходит от корня адама — земля, из которой было сотворено его тело. Но тогда возникает вопрос: почему имя человека связано с его телом, а не с душой (той самой, что Творец вдохнул в его ноздри), ведь человек по сути, это душа, а тело — лишь временное материальное одеяние? И еще, как это имя выделяло его среди всех остальных животных, ведь они тоже были созданы из земли, как сказано: «И создал Господь Б-г из земли всякое животное полевое и всякую птицу небесную» (там же 2:19)? И последний вопрос, красный цвет на иврите «адом» тоже однокоренное с адама — земля, исходя из этого, можем ли мы утверждать, что кожа у Адама была красного цвета. Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Кто охраняет путь к Дереву Жизни?13 февраля 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом. В Берешит (3:24) сказано, что Ашем поставил керувим охранять путь к Дереву Жизни. Есть ли информация, сколько было этих керувим, и фигурируют ли именно эти где-то далее в Торе? Пинхас Читать дальше |
|
Что за Каинова печать? Упоминается ли она в иудаизме, каково ее значение?17 октября 2017 года, отвечает Рав Арье Гальчук Приветствую. Возник вопрос о Каине и Эвеле. В разных источниках упоминается о метке (печати) Каина, которой Б-г отметил его. В иудаизме — описана ли эта печать и есть ли упоминания о ней и значение? Спасибо. Читать дальше |
|
Почему Б-г создал день и ночь в первый день, а светила — только на четвертый?13 ноября 2016 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом. У меня такой вопрос. Почему Б-г создал день и ночь в первый день, а светила только на четвертый? Заранее спасибо за ответ. N. Читать дальше |
|
Для чего Хава подвела под грех своего мужа?28 октября 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Все знают историю о том что Хава и Адам согрешили в Эдемском саду, вкусив запретный плод. Если я не ошибаюсь, согласно одному из комментариев наших мудрецов, ясно что вкусив тот плод, Хава сразу же поняла что согрешила, а Адам в свою очередь, посмотрев на свою жену, понял что произошло, но сознательно нарушил запрет из любви к ней, так как хотел и дальше находиться вместе с Хавой. У меня такой вопрос, почему же Хава зная что поступила неправильно подвела к этому же греху и своего мужа? На первый взгляд мне показалось, что у неё были те же мотивы что и у Адама, но мне интересно какого было её намерение, каков духовный корень этого проступка. Большое спасибо за внимание. С уважением, Лия. Читать дальше |
|
Почему женщина была создана из ребра Адама?8 марта 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Меня интересует такой вопрос. Как можно интерпретировать то, что Б-г создал женщину из ребра Адама, а не как самого Адама? Есть ли в этом какой-то особый скрытый смысл, который раскрывает значение женщины для Б-га? Заранее спасибо. Читать дальше |
|
Сказано ли где-нибудь в Торе об обязанности жениться?11 августа 2015 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, много слышала о том, какое больше внимание уделяется в Иудаизме семейной жизни. А говорится ли где-нибудь в Торе об обязанности жениться? Читать дальше |
|
За что был наказан Змей?27 июля 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, меня интересует вопрос по Бытию 3:14-15: почему змею вменяется вина? Ведь он выполнил свою задачу (создал испытание). И что означает это наказание для него? И еще: что за вражда между змеем и женою и между семенем ее и его? Спасибо. Андрей Читать дальше |
|
Жена змея, искусившего Хаву, была тоже наказана?15 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Из Торы мы знаем что, змей был наказан за свой поступок (подстрекательство). Но ведь известно, что все животные были созданы парами. Его жена (пара) тоже была наказана ? Если да, то за что, ведь за личные грехи мужа или жены другая половина не наказывается? С уважением Зеев-Залман. Читать дальше |
|
Почему в Торе эта буква уменьшена?20 июня 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, у меня такой вопрос. В Торе, глава Бэрэшит (2:4), употреблено слово בהבראם («при сотворении их»), при этом буква ה уменьшена, что это значит? Спасибо. Читать дальше |
|
Почему Творец создал все именно за семь дней?4 марта 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Почему Творец создал все именно за семь дней? Читать дальше |
|
После грехопадения Б-г одел Адама и Еву в кожаные одежды. Он Сам убил животное и снял шкуру?1 января 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Написано, что после грехопадения Б-г одел Адама и Еву в кожаные одежды. Он Сам убил животное и снял с него шкуру? Или как это было? Роман Читать дальше |
|
Откуда взялись ангелы? В Торе нет упоминания об их сотворении...23 декабря 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Прочла в одном из ответов, что ангелы присутствовали при сотворении человека. Но ни в одном из описаний 7 дней творения в главе Брешит нет упоминания о сотворении ангелов. Откуда взялись ангелы? Татьяна Читать дальше |
|
Кому предлагалось «сотворить человека»?4 декабря 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Можно ли задать два вопроса по Священному Писанию? 1. В первой книге Быт. в начале пишется, что Бог все творил как бы кратко. И слово Бог используется под Благословенным Именем Элохим (в оригинале). Во второй главе, когда описывается творение более подробно, используются два слова Господь Бог, Под Святым и Благословенным именем Иегова Элохим. Как это? И также сказано под этими двумя Именами «Сотворим человека…» (множественное число). Александр Читать дальше |
|
Хава прибавила что-то от себя к словам Всевышнего?2 октября 2013 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Во второй главе книги Берешит сказано: «И повелел Господь Б-г человеку так: От всякого дерева в саду можешь есть. Но от древа познания добра и зла, не ешь от него». Жена же говорит змею: «Но от плодов дерева, которое среди сада, — сказал Б-г, — не ешьте от него, и не касайтесь его». Добавила от себя «не касайтесь его». То есть, прибавила к словам. Но ведь в иудаизме «ограда закона» — занимает центральное место в повседневном служении Б-у. Мы соблюдаем не только написанное (слова Б-га), но и «прибавленное к написанному» (постановления мудрецов). В чем же виновата жена? Как это объяснить? Л. Читать дальше |
|
Вступают ли ангелы в интимный контакт?24 октября 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Кто такие «падшие ангелы»? Почему слово «нефелим» применяют то к людям, то к падшим ангелам? Ангелы вступают в сексуальный контакт? Геннадий, Красноярск Читать дальше |
|
Как был наказан Лемех в семьдесят седьмом поколении?14 декабря 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Сказано в Торе: «Если в седьмом (поколении) отмстится Каину, то Лемеху в семьдесят седьмом…» Мой вопрос: какое наказание получил Лемех в семьдесят седьмом поколении? Спасибо, Ривка Читать дальше |
|
Если начать Тору, как предложил Раши, пропала бы заповедь плодиться и размножаться?28 ноября 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом! Почему Раши говорит, что Тору следовало бы начать с первой заповеди… а не с Берешит?.. 1. Галахическое возражение к кушие (трудному вопросу) Раши: как Раши может так спросить, ведь в Берешит есть как минимум первая заповедь для всего человечества (и также для еврейского народа) — плодитесь и размножайтесь. И если бы Тора была начата, как предложил Раши, то могли бы сказать: главное — Тора, и человек свободен от семейных отношений и может стать монахо-ешиботником-аскетом и учить Тору. Тем самым еврейский народ бы пропал (не дай Бог) постепенно. Поэтому Всевышний, Благословен Он, начал Тору с Берешит, где про заповедь «плодитесь и размножайтесь», чтобы было продолжение у еврейского народа (и страстная любовь к Торе евреев не вытеснила бы семейную жизнь). (Нам же известно, что мудрецы готовы были многие годы жить в разлуке с семьей, — и то, зная, что семью нужно строить ради исполнения заповеди плодиться и размножаться). ( А если бы такая заповедь не была бы раскрыта — вообще, может быть, посвятили бы Торе всю свою жизнь без остатка). (И вся книга Берешит тоже о семейности и продолжении через семью: Адам родил Шета и т.д., родословная, Толдот, которое также переводится как «история»). Читал, что важность заповеди «плодитесь и размножайтесь» очень велика. И в этом, я так понимаю, проявляется возможность наша быть со-творцами вместе с Творцом миров. Со-творцами жизни быть… Одно из важнейших проявлений для нас Всевышнего это то, что он Творец, наиболее доступное постижение Божественного раскрытия, и как нам приблизиться к Нему, уподобившись? Стать со-творцами новой жизни — родителями. 2. Мидрашное несогласие с кушиёй Раши: говорится, что Всевышний хотел дать Тору другим народам, просто они были не готовы (качества не исправлены), но этот мидраш передаёт идею, что в идеале Тору должны получить все народы. Какая точка соприкосновения с Торой у всех народов? Берешит. Там где о наших общих корнях. У большинства через Адама (70 народов), у кого-то через Авраама (цивилизации от Ишмаэля, сыновей Кетуры, Эйсава), У кого-то через связь с Ицхаком (Ишмаэльская цивилизация и Эйсавская) и Яаковом (Эйсав). Поэтому-то послание, которое идёт через Берешит, делает Тору универсальной для всех народов… Что и соответствует Рцон Ха-Шем (воле Всевышнего). Яков Читать дальше |
|
Почему Лавану так много места уделяется в Торе?14 ноября 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин |
|
Зачем Б-гу вдруг надо стало создать небо, землю и т.д.?9 ноября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, рав. Возникли несколько вопросов по первой главе раздела Берешит. 1. В какой-то момент (хотя времени до этого момента не существовало) Творец решил речением создать небо и землю… И так — вплоть до человека. А почему? Задам человеческий вопрос: зачем Ему вдруг надо стало? Ведь Он совершенен и не испытывает ни в чем недостатка/избытка, а желание создать что-либо — это ведь уже нарушение равновесия и совершенства. Не понятно. 2. Творец создал человека по образу и по подобию «нашему». Под подобием, уподоблением Творцу мы понимаем максимальную близость к Творцу, которая проявляется в том, что мы стараемся вести себя так, как проявляет себя Ашем в этом мире. Он поступает милосердно, творит хесед, и мы пытаемся, Он обладает гвурой (силой, доблестью), и любому мужчине это качество необходимо и т.д. Но у Творца эти «качества» уже были до момента создания человека, до создания Им ангелов и творений верхнего мира. Но тогда как они (напрашивается и вопрос «к кому?», хотя он бессмысленный) проявлялись, ведь все эти понятия хесед, гвура, рахамим (милосердие) не имеют смысла, когда еще ничего не создано и только Творец — это все, что есть, только Он — единственная реальность. Или просто в Творце есть все-все-все?.. 3. Почему за каждый день говорится: «И был вечер, и было утро: день 1,2,…»? Ведь это только полдня… Логичнее, чтобы было написано «и был вечер, и было утро, и был день», ну, или «и был вечер, и был день». А так, вроде, получается, для творения Ашем задействовал только полдня, а остальная половина куда? И не связанный с главой Берешит вопрос: Говорят мудрецы, что каждое поколение, которое не удостоилось прихода Машиаха, будет судимо, с него спросят за это. Но также говорят, что первые 6 дней творения соответствуют первым 6000 годам и с 6000 по 6999 гг. будет разрушение мира и приход Машиаха, т.е., вроде как, уже предопределено, когда Машиах придет. Где смысл молиться, чтоб он пришел раньше, в чем свобода выбора? Николай Читать дальше |
|
Когда родились Каин и Эвель?24 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, когда у Адама и Хавы родились Каин и Хевель, до изгнания из Ган Эден или после? Ошер Читать дальше |
|
Чем питался Авель?15 сентября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Чем питался Авель? И зачем он занимался скотоводством, если мясо разрешено было есть только во времена Ноя? А. Читать дальше |
|
Почему Творец говорит о Себе во множественном числе?14 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! У меня вопрос, почему в главе Брейшит Творец говорит о себе во множественном лице: «Создадим человека по образу НАШЕМУ, по подобию НАШЕМУ…» «Вот, человек стал как один из НАС в познании добра и зла. Теперь может быть, протянет он руку свою и возьмет от дерева жизни и поест, и будет жить вечно». Спасибо, жду. Читать дальше |
|
Что значит «от лица Твоего буду скрыт»?20 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. «Вот Ты изгнал меня сегодня с лица земли, и от лица Твоего сокрыт буду». Это слова Каина, когда Всевышний его куда-то выгоняет. Что это всё значит? Что значит с лица земли? И что значит от лица Твоего буду скрыт? Александр Читать дальше |
|
Почему так важно знать, что Ева из ребра?24 мая 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Почему в Торе уделяется особое внимание сотворению Евы «из ребра» Адама? Какое значение это имеет для современных людей? Виктор, Москва Читать дальше |
|
Каин ещё не понимал до конца, что такое убийство...29 марта 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Какое знамение дал Б-г Каину, из-за которого никто не смел его убить? Я простой человек, но мне интересно еврейство и я хочу понять с его помощью жизнь. Алекс Читать дальше |
|
Почему Всевышний не дал Сам имена животным?28 февраля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Почему Всевышний не Сам дал имена животным, но поручил это Адаму? Александр, Ярославль Читать дальше |
|
Что есть «дыхание жизни»?24 февраля 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом Аллейхем! Как правильно понимать следующий пасук: «И вдохнул Он в ноздри его дыхание жизни и стал человек существом живым» Почему именно через ноздри? Что такое «дыхание жизни» Читать дальше |
|
Откуда взялась у Каина жена?16 декабря 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Бырэйшит 4—5, 17. «…и познал Каин жену свою». Откуда взялась эта жена? Читать дальше |
|
Был ли Авель женат?6 октября 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Был ли Авель женат? Если был, то кто была его жена? Известно ли имя жены Каина? Эта женщина близкая родственница Каина и Авеля, или нет? Людмила, Харьков Читать дальше |
|
Где Каин нашел себе жену?20 июля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Где Каин нашел себе жену? Ведь от него все отвернулись, но потомство у него все же осталось… Алекс, Магадан. Читать дальше |
|
Каин был наказан за то, что принёс плохой подарок?11 ноября 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский В главе Берешит сказано (4): «…И было по прошествии дней, и принес Каин от плодов земли дар Господу. И Эвель, принес также и он от первородных стада своего и от их туков. И призрел Господь на Эвеля и на его дар. А на Каина и на его дар не призрел». О прошествии каких дней говорится? Дар — это инициатива Каина или Эвеля? Если это «дар», то почему так строго с них спросилось? А., USA Читать дальше |
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?