Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Жена змея, искусившего Хаву, была тоже наказана?

Темы: Злое начало, Первородный грех, Наказание, Берешит, Каббала, Сатана, Змей, Натан Агрес, Адам и Хава

Отложить Отложено

Из Торы мы знаем что, змей был наказан за свой поступок (подстрекательство). Но ведь известно, что все животные были созданы парами. Его жена (пара) тоже была наказана ? Если да, то за что, ведь за личные грехи мужа или жены другая половина не наказывается? С уважением Зеев-Залман.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Зеев-Залман, спасибо за Ваш вопрос.

Вы совершенно правы по поводу того, что грехи одного из супругов не спрашиваются с другого (в случае, когда тот никак не мог их предотвратить), но, как выяснится, это не имеет отношения к греху змея.

Занимаясь темой первородного греха, следует учесть, что речь идет об одном из самых фундаментальных событий в истории человечества, о «катаклизме», в корне изменившем само состояние мира и человека. Истинное понимание вещей требует глубочайшего изучения тайной части Торы — Каббалы. И все же попытаемся немного прояснить Ваш вопрос.

Письменная Тора повествует нам о том, как змей искусил Хаву, но это только поверхностное восприятие картины, только «вершина айсберга». В свою очередь, Устная Тора раскрывает, что за этим искушением стоял не кто иной как сам Сатан — ангел, цель которого — постоянно испытывать человека, ставить перед ним всевозможные преграды и трудности. Задача человека — выдержать экзамен и проявить верность и самоотверженность при выполнении Высшей воли (в этом вся суть создания зла — быть поверженным человеком, и тогда, наоборот, обернуться для него добром и прислуживать человеку).

Но в случае если человек поддастся искушению, в компетенцию этого же ангела входит воздать ему соответствующее наказание или смерть. Поэтому сказали мудрецы (Бава Батра 16а): «Он Сатан, он йецер ара (дурное начало человека), он же ангел смерти».

Истинным искусителем Адама и Хавы был не сам змей, а Сатан, вселившийся в него (Пиркей деРаби Элиэзер, книга Зоар Хадаш). В книге Шла аКадош приводится интересный намек на это: оказывается, Сатан и Нахаш (змей) почти равны в своей гиматрии (числовом значении): שטן=נחש.

Гиматрия Сатан превышает Нахаш всего лишь на единицу, что обычно не учитывается как различие. Более того, согласно объяснению Маараля из Праги, разница в единицу выражает превосходство большего над меньшим. Т. е. именно то, о чем мы говорим: Сатан как бы использовал змея в своих целях.

Более того, как мы уже приводили (в статье Всевышний создавал мир, руководствуясь Торой. Это была та же Тора, которую получил Моше?) материальный мир, открытый нашему восприятию, представляет собой далеко не всю существующую реальность, а только ее нижнюю (или внешнюю) ступень. Любому объекту, силе или процессу, которые имеют место в нашем мире, соответствуют духовные корни и основы, относящиеся к более высоким (или глубинным) ступеням мироздания. Так выразились наши мудрецы (Берешит Рабба 10:6): «У каждого вида растений есть соответствующий ангел на небесах, который подгоняет и взращивает его». Это верно и для мертвой материи, и в отношении видов животных.

Поэтому, когда говорится о совместной деятельности змея и Сатана, имеется в виду содействие между ангелом-покровителем змея и предводителем всех сил зла. Другими словами, сам этот ангел-покровитель также относится к его воинству.

Согласно этому, ответственность за искушение лежала не только на самом змее, а в первую очередь на его ангеле-покровителе.

В этом и кроется ответ на Ваш вопрос. Если бы грех касался какого-то определенного змея, то действительно было бы несправедливо наложить проклятие на весь змеиный род в целом. Но, как выяснилось, это не так. Основная претензия касалась духовного корня змея, его ангела—покровителя, т. е. в сущности, проклят был именно он, а проклятие, явно проявившееся на «земном» змее, было уже только следствием и проекцией тех глубинных катаклизмов, которые постигли его ангела.

Поэтому проклятие отразилось на всем виде змей в целом, как на самцах, так и на самках, а также на всех многочисленных разновидностях змей, находящихся в распоряжении того же ангела.

Напоследок хочется обратить внимание на сам факт проклятия змея. За что, собственно говоря, он был проклят?! Наказание Адаму и Хаве понятно, ведь им заранее было заповедано не есть от Дерева Познания Добра и Зла, но змей, как и Сатан, всего лишь выполнял отведенную ему функцию искусителя.

Более того, известно, что любой грех только укрепляет силы зла и их власть в мире, так почему же носитель зла был проклят в связи с первым грехом?

По-видимому, ответ на этот вопрос связан с тем фактом, что первородный грех принципиально отличался от всех других, последовавших за ним. До этого греха зло еще не вошло в мир, а существовало только потенциально, и могло быть использовано к добру (что и произойдет в будущем, после его исправления). И только негативный выбор Адама привел к реализации сил зла и их внедрению в сущность мира и человека.

Поэтому возможно рассматривать проклятие змея как необходимую трансформацию в системе этих сил, для их адаптации к новому состоянию мира и человека (возможно, именно на это намекают мудрецы, говоря, что вследствие греха Всевышний сбросил Сатана и его воинство со ступени святости, на которой они до этого находились).

Но оттуда и далее, когда эти силы уже заняли отведенные им позиции, любой грех и непослушание Всевышнему только усиливает их. Опять же, наверняка более глубокое понимание этого вопроса кроется в тайнах Каббалы, куда у нас, к сожалению, нет доступа.

В любом случае важно помнить, что по большому счету вся человеческая история направлена только на исправление первичного греха, и каждый из нас, исполняя Тору и заповеди, вносит свой незаменимый вклад в эту работу (см. так же мой ответ Что произошло с душой первого человека? ).

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его