Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сказано ли где-нибудь в Торе об обязанности жениться?

Темы: Берешит, Брак, Заповеди, Рав Яков Шуб, Плодитесь и размножайтесь

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, много слышала о том, какое больше внимание уделяется в Иудаизме семейной жизни. А говорится ли где-нибудь в Торе об обязанности жениться?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. Для начала давайте разберемся, где в Торе сказано об обязанности жениться и приводить в мир детей.

Во-первых, Всевышний в Своем бесконечном милосердии создал для первого человека спутницу — женщину. Как сказано: «…нехорошо человеку быть одному» (Берешит 2:18) — ведь только в паре с женщиной мужчина может достичь совершенства. Талмуд (Йевамот 62 б) говорит, что одинокий мужчина живет без благословения, без добра, без радости, без Торы, без мира, без дома. Т.е., только женившись, мужчина сможет по-настоящему понять и ощутить как духовные, так и материальные ценности.

Во-вторых, действительно, как Вы верно заметили, мужчина обязан жениться, чтобы выполнять обязанность «плодитесь и размножайтесь» (Берешит 1:28). Талмуд (Йевамот 63а) говорит: страшные вещи происходят с тем, кто отказывается от выполнения этой заповеди. Он приравнивается к тому, кто проливает кровь, его «уклонение» приводит к изгнанию Шхины (Б-жественного присутствия) и т.п.

В этой связи стоит привести сказанное в Талмуде (Шабат 31): когда человек после смерти предстает пред Небесным Судом, один из первых вопросов, которые ему задают, это — занимался ли он выполнением заповеди «плодитесь и размножайтесь». Основное внимание уделяется именно тому, «занимался» ли он выполнением заповеди, не спрашивают, выполнил он ее или нет. Иными словами, человек обязан делать то, что в его силах, а удостоится он потомства или нет — это уже, как известно, в руках Всевышнего.

В-третьих, даже если человек уже выполнил заповедь «плодиться и размножаться», он не должен останавливаться на этом, как сказано: «С утра сей семя свое, и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо» (Коэлет 11:6). Талмуд (Йевамот 62 б) делает отсюда вывод, что даже после того, как человек выполнил заповедь плодиться и размножаться, он все равно должен стараться, чтобы у него были еще дети. Только теперь это предписание не Торы, а мудрецов.

В-четвертых, желание Всевышнего в том, чтобы этот мир наполнялся Его созданиями, как сказано: «Ибо так сказал Господь, Сотворивший небеса, Он — Б-г, Образовавший землю и Создавший ее, Он утвердил ее, не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить» (Йешая 45:18). Т.е., умножая количество детей, человек выполняет непосредственный замысел Творца в создании этого мира. Это также является предписанием мудрецов.

В-пятых, поскольку Всевышний заложил в человека естественное влечение к противоположному полу, чтобы облегчить ему выполнение этих заповедей, все время, пока человек не женат, существует опасность, что это влечение приведет его к неправильным мыслям и действиям (респонс Трумат а-Дэшен 263, Хелькат Мэхокек, Эвен а-Эзер 1:10, Бейт Шмуэль 1:15). Это относится и к женщине, ей нельзя оставаться незамужней, так как это ставит под сомнение ее репутацию (Рамо, Эвен а-Эзер 1:13).

Мы перечислили пять причин, по которым человек обязан женится и иметь детей. Возможно, Вы спросите: для того, чтобы выполнять эти заповеди, хватило бы и одной причины; какой смысл все это разграничение причин имеет для практики? В качестве примера можно привести закон о продаже Сэфер Тора (свитка Торы).

Талмуд (Мегила 27а) говорит, что нельзя продавать Сефер Тора, за исключением двух случаев: когда не хватает средств на изучение Торы (или поддержку изучающих Тору) или на женитьбу.

О том, в каких ситуациях разрешено продавать свиток Торы, чтобы жениться, существует спор:

— По одному мнению, разрешено продать, чтобы жениться, только тому, кто еще не выполнил заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Шулхан Арух, Эвен а-Эзер 1:8).

— По другому мнению, разрешено продать Тору, чтобы жениться, даже тому, кто уже выполнил заповедь «плодитесь и размножайтесь», так как остаются еще третья и четвертая причина (см. выше). Согласно этому мнению, вдовец или разведенный, у которого уже есть дети, может продать Сефер Тора, чтобы жениться во второй раз на женщине, от которой у него еще могут быть дети (Бейт Шмуэль 1:15). Согласно этому мнению, можно также продать Сефер Тора, чтобы помочь женщине выйти замуж. Хотя на женщину и не возлагается выполнение заповеди Торы плодиться и размножаться, заповедь населять этот мир (см. четвертую причину) относится и к ней (Мишна Брура 253).

— Некоторые галахические авторитеты считают, что разрешено продать Сефер Тора, даже чтобы жениться на женщине, которая не может иметь детей, — чтобы уберечь себя от неправильных мыслей и действий, см. пятую причину (Бейт Шмуэль 1:16).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его