Темы: Берешит, Сотворение мира, Каббала, Рав Эльяким Залкинд, Астрономия
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПодскажите пожалуйста, что такое свет, о котором сказано в Берешит 1:3: «И сказал Б-г: будет свет, и был свет» и 1:5: «И назвал Б-г свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро, — день один». А.
Уважаемый А.,
Это — в первый день творения. И только в описании четвертого дня сказано (1, 14-15): «И сказал Б-г: будут светила на своде небес, (чтобы) разделять между днем и ночью, и будут знаками и для времен, и для дней и лет. И будут светилами на своде небес, (чтобы) светить на землю, и было так».
Таким образом, Солнце, Луна и все светила были помещены на небосводе только в четвертый день творения. Какой же свет был до этого? И еще, ведь свет был назван днем, а его отсутствие — ночью, а смена дня и ночи и свет дня — от Солнца. Которого еще не было на небосводе?!
Мы с необходимостью приходим к заключению, что свет первых дней творения (по крайней мере, первых трех дней, до «размещения» светил) не был светом Солнца или звезд.
Комментарий Рамбана (к словам «и был свет»): «Не сказано “и было (или стало) так”, как говорится в описании других дней творения, поскольку этот свет не сохранился в своем первоначальном качестве на все дни, как остальные творения (о чем свидетельствуют сказанное о них: “и стало так”). И есть у наших учителей сокрытое толкование на это…»
Другие комментаторы добавляют: этот свет был очень велик, так, что ни одно творение не могло смотреть на него; потому спрятал его Святой, благословен Он, для праведников на грядущие времена. А в комментарии Раши к словам «И увидел Б-г, что свет хорош, и разделил Б-г между светом и тьмой» (1, 4) читаем: «Видел (Творец), что (так как свет хорош) не надлежит пользоваться им злодеям, и отделил его для праведников на будущее».
И еще сообщают наши мудрецы, что этот свет предварил сотворение нижних миров (в том числе материального мира), о создании которых ясно сказано здесь в Торе: этот свет был привнесен в них из более высоких источников, миров, более близких к Творцу. Это передано мудрецам в Традиции в качестве комментария к словам «и был свет». Здесь подразумевается: свет, который уже был к началу описываемого творения. Так что же это за свет?
Числовое значение (гематрия) слова «свет» (אור) — такое же, как числовое значение слова «тайна» (רז). И, действительно, эта тема — из области сокрытого знания Торы. Но кое-что известно нам из доступных толкований: этот свет — свет мудрости. Свет ясного постижения царствования Всевышнего в сотворенном Им мире. Свет, раскрывающий знание о Творце, о Его единстве. Свет знания сути всего, что есть в мироздании. При этом свете, точнее — при том, что еще оставалось от него в шестой день творения, Адам — первый человек — видел и постигал «от края до края мира», глубинные знания о Творении.
Однако, как приводит Раши от имени наших мудрецов, Всевышний скрыл этот свет на будущее, чтобы не пользовались им те, кто этого не достоин. Сокрытие его началось уже с первого дня и продолжалось до исхода субботы. А в четвертый день Всевышний поместил светила на небосводе (который отделял еще сохранявшийся свет от нижнего мира) и заложил в их природу свойство пропускать самые «внешние» остатки этого света в мир, — то, что мы называем светом Солнца и звезд. Таким образом, свет, идущий от светил, — это «отголоски» того первого света. (Отсюда свойство света в нашем мире — прогонять тьму, давать нам ясно видеть по крайней мере внешнее и понимать явления этого мира).
Как мы упоминали, этот свет раскроется снова во всей полноте в грядущие времена. Однако еще до наступления этого срока Всевышний иногда «допускает» его явное воздействие в мире. Это бывает, когда происходят чудеса — свидетельство о безраздельном владычестве Творца в созданном Им мире. Но в действительности и в обычном, естественном ходе явлений согласно «законам природы» в мире незримо присутствует «свечение» сокрытого первого света. Так, что, присмотревшись, можно различить непрекращающееся участие Всевышнего во всем происходящем.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Натан Авиэзер
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Как соотносится рассказ Торы и современная космология?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Мендель Агранович
Что Тора на самом деле об этом говорит?
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Эльяким Залкинд
Ангел вступил в противоборство с Творцом?
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Моше Пантелят
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?