Темы: Берешит, Материя, Сотворение мира, Духовность, Рав Яков Гельфман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. У меня такой вопрос. Почему Б-г создал день и ночь в первый день, а светила только на четвертый? Заранее спасибо за ответ. N.
Уважаемый N.,
Этот вопрос я впервые увидел в книге рава Ури Зоара «Выбери жизнь». Рав Ури Зоар в прошлом — один из самых известных артистов израильской эстрады. Когда он впервые открыл Тору с намерением посмотреть на неё глазами религиозного человека, ему бросилось в глаза это «несоответствие», и он понял, что, если бы Тору писал человек, он никогда бы не допустил подобной «нелогичности».
Но, все-таки, в чем здесь секрет? Не возьму на себя ответственность дать полный и исчерпывающий ответ, но попробую объяснить на основании того, что мне известно. Нужно понять, что этот мир создан бестелесным Творцом и, соответственно, духовное является источником и причиной возникновения материального и предшествует ему. И, хотя материальное представляется нам чем-то более незыблемым, взглянув пристальнее, мы убеждаемся: любые предметы и явления более устойчивы и нерушимы, чем они тоньше и ближе к духовному. Разрушения, наносимые, например, ураганным ветром, сильнее тех, что могут причинить материальные предметы, а свет распространяется почти мгновенно на огромные расстояния и согревает (или сжигает) почти с той же силой. Весь видимый и ощутимый мир меняется каждую секунду, ничто не стоит на месте, все подвержено тлению и разрушению, а открытия духа, сделанные тысячи лет назад, продолжают служить человечеству до сих пор. Автомат может защитить от пистолета, но лидер, обладающий даром убеждения, может повести за собой целый народ.
Теперь мы можем понять, что прежде возникает само «понятие» (то есть духовная сущность, стоящая за материальным объектом), а лишь за ним материя. О самих духовных сущностях в Торе прямо не говорится, так как они не воспринимаются нашими чувствами. Мудрецы объясняют, что ангелы, например, были созданы на второй день творения. Но сотворение света, самого близкого к духовному миру явления, описано в Торе в качестве первого акта творения, и, в соответствии со сказанным выше, сама сущность света создается раньше светил, его излучающих.
Чтобы приблизить сказанное к нашему пониманию, приведу в качестве примера то, что мы знаем о человеческой душе. В наших книгах сказано: душа до того, как входит в тело, и после того, как заканчивает свою миссию в этом мире, воспринимает всё происходящее в мире, хотя у нее нет органов чувств. То есть, тело не помогает видеть и слышать, а, наоборот, ограничивает возможность души воспринимать! Все то время, что она находится в этом мире, она получает информацию о происходящем только в том виде, в каком её преподносят наши рецепторы. Более того, о Первом человеке известно, что он мог видеть, что происходит во всём мире, благодаря тому самому первозданному свету, о котором мы говорим. (Кстати, этой способностью обладали и пророки, а также в некоторой степени праведные люди до наших дней). То есть, свет как сущность — проявление высших миров, и его воздействие ограничено теми светилами, которые были созданы после него.
Теперь мы можем, с Божьей помощью, лучше понять то, что сказано у пророков: в будущем мы не будем нуждаться в свете светил, так как Сам Творец будет светить нам даже в этом мире. Так как мир поднимется на более высокий уровень и одухотворится в результате работы, которую еврейский народ совершает на протяжении всех поколений. Да исполнится это пророчество так же, как исполняются на наших глазах пророчества о рассеянии и вечности нашего народа и многие другие.
Хорошего во всех смыслах года, Яков Гельфман
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Книга Мишлей»
Натан Авиэзер
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Яков Гельфман
Рав Зелиг Плискин
Самовнушение способно открыть перед человеком новые горизонты. Произнесение определенных фраз, связанных с верой в Б-га и благодарностью к Нему, позволит повысить качество жизни. Опробуйте этот метод и убедитесь, что он работает!
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Моше Пантелят
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Яков Гельфман
Достаточно было взять один камень?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его