Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Прошу Вас пояснить высказывание «Дела отцов — знак для детей»

Темы: Берешит, Галут, Храм, Земля Израиля, Святая Земля, Яаков, Авраам, Ицхак, Эсав, Святость, Праотцы

Отложить Отложено

Здравствуйте, меня зовут Артём, прошу Вас пояснить высказывание «Дела отцов — знак для детей».

Отвечает рав Арье Гальчук

Здравствуйте, Артём!

У первой книги Торы, которую мы называем по первому ее слову «Берешит» (то есть «в начале»), существует еще одно название — Сефер Йецира — «Книга Созидания», или, как принято ее называть по-русски, «Книга Бытия».

Мы можем предположить, что название это дано ей не только и не столько потому, что в ней содержится повествование о сотворении мира. Рамбан (раби Моше бен-Нахман, величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист, 4954-5030/1194-1270) в своем комментарии к Пятикнижию — в предисловии к книге Шмот — замечает, что поступки наших праотцев, жизнеописанию которых посвящена книга Берешит, были своего рода «созиданием» для последующих поколений.

Если посмотреть на книгу Берешит под таким углом, станет ясно, зачем она иногда так подробно описывает даже незначительные, на первый взгляд, события, происшедшие с нашими праотцами. А мы, читая и осмысляя эти рассказы, сможем понять, каких действий Тора требует от нас — их потомков.

Авраам, устоявший во всех испытаниях, передал нам силу преодолеть все препятствия, мешающие исполнить волю Творца. В этой его непреклонности многие поколения черпали силы для самопожертвования ради освящения имени Всевышнего…

Ицхак, которому не было позволено покинуть Землю Израиля даже при угрозе голода, показал нам, как высоки требования святости — самого человека и Святой Земли.

Яаков, вся жизнь которого — прообраз последнего изгнания, показывает нам (см. Берешит 33, встреча с Эсавом), как вести себя с потомками Эсава, среди которых мы пребываем до сих пор. И, если бы ревнители времен разрушения Второго Храма выучили этот урок, смирили свою гордость и пошли на поклон к римским захватчикам, Храм не был бы разрушен до сегодняшнего дня.

Но есть еще одна важная деталь, и на нее тоже обращает внимание Рамбан. Можно сказать, что своими поступками наши праотцы буквально ТВОРИЛИ (созидали) историю. Б-г словно говорит Аврааму: «Пойди и проложи дорогу перед твоими сыновьями» (мидраш в Берешит Рабба 40:6).

Голод вынуждает Авраама спуститься в Египет. Там Фараон забирает Сару. Б-г наказывает Фараона язвами, тот возвращает Сару и отпускает Авраама, одарив его великими дарами.

Ровно то же самое происходит с потомками Авраама. Голод заставляет семью Яакова спуститься в Египет, где они становятся многочисленным народом. Египтяне угнетают сынов Израиля и порабощают их. Б-г наказывает египтян жестокими казнями. Фараон отпускает евреев, и они уходят из Египта с многочисленными дарами, полученными от египтян. Мы видим, что история повторяется и всё, что случилось с Авраамом, происходит с его потомками.

На пути из Беэр-Шевы в Харран Яаков неожиданно оказывается там, где будет стоять Храм. Внезапно заходит солнце, и он остается там ночевать. Б-г «собирает» всю Землю Израиля и помещает ее под спящим Яаковом, чтобы облегчить ее завоевание в будущем (Хулин 91 б, см. комментарий Раши к Берешит, 28:13).

Особый интерес представляет подробное повествование Торы о колодцах, которые копали слуги Ицхака (см. Берешит 26:18-22). Рамбан видит в трех выкопанных ими колодцах прообраз трех Храмов, два из которых будут разрушены, а третий будет вечным.

В книге «Шем ми-Шмуэль» (автор — раби Шмуэль бар-Авраам Борнштейн, его называют также реб Шмуэль из Сохачева, выдающийся комментатор Писания и хасидский наставник, 5615-5686 /1855-1926) приводится стих из книги Мишлей (20:6): «Глубокие воды — совет в сердце человека, а муж разумный вычерпает их».

Раби Шмуэль комментирует это так: жизнь человека полна вопросов, но где-то там, в глубине, в душе человека находятся ответы на все вопросы — как вода под толщей земли. Так что от опытного советчика требуется лишь умение помочь ему «вычерпать» их оттуда.

Вот так же сердце каждого человека горит желанием служить Творцу, просто стремление это заложено слишком глубоко, скрыто под толщей материальности. Наши праотцы старались повторять это символическое действие — копать колодцы, чтобы нам, их потомкам, было легче открыть в себе это желание.

«Живая вода» (Берешит 26:19), которую они находили, то есть непрерывно бьющий источник, должна была способствовать тому, чтобы в нашем служении Творцу не было застоя, а лишь постоянное обновление и стремление вперед. И достичь этого можно, конечно же, с помощью Торы, уникальное свойство которой в том, что, сколько бы раз человек ни возвращался к тому, что уже учил, он каждый раз открывает для себя новые и новые понимания.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше