Темы: Берешит, Овадья Климовский, Качества Творца, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! У меня вопрос, почему в главе Брейшит Творец говорит о себе во множественном лице: «Создадим человека по образу НАШЕМУ, по подобию НАШЕМУ…» «Вот, человек стал как один из НАС в познании добра и зла. Теперь может быть, протянет он руку свою и возьмет от дерева жизни и поест, и будет жить вечно». Спасибо, жду.
Шалом!
В языке Торы множественное число зачастую используется, когда речь идёт об одном лице — когда требуется подчеркнуть его господствующее положение. Так, например, при обсуждении имущественных отношений хозяин вещи или животного многократно называется в Торе бэалав («его хозяева»), хотя речь идет об одном человеке.
В момент создания человека Всевышний вкладывал в Свое высказывание и дополнительный смысл: говорят мудрецы, что в этот момент Он, благословенно Имя Его, как бы советовался с Небесным Судом ангелов. И хотя все ангелы и духовные миры находятся в полном подчинении Творцу и Он не нуждается (упаси Б-г так думать) ни в чьем позволении, в таком важном вопросе Он посоветовался с ними, чтобы научить нас скромности. Так, человек, занимающий важный руководящий пост, не должен пренебрегать возможностью посоветоваться даже с подчиненными, прежде чем принять важное решение. Даже если он уверен в своем решении, подчиненным будет приятно, что с ними считаются.
Автор Ор а-Хаим писал в своих комментариях, что скромные люди тоже имеют привычку говорить о себе во множественном числе (как бы подчеркивая, что не в одиночку дошли до какого-то открытия, а вместе со слушателями и т.п.). В более глубоком разделе своего комментария он объяснял это так: в творении человека, в отличие от предыдущих этапов творения, принимали участие все 13 мидот — качеств (проявлений) Всевышнего. Отсюда мы можем узнать, какие качества следует развивать в своей душе: милосердие, заботливость, долготерпение и т.д.
Рамбан, со своей стороны, отмечает, что в творении человека были использованы уже сотворенные раньше «материалы», ведь тело его создано из земли. Получается, Творец как бы говорит: «Я и земля — сделаем человека». Ведь душа человеческая, в отличие от тела, была принципиально новым творением, иного уровня, чем всё, созданное ранее.
Известен также комментарий баалей мусар, учителей еврейской этики, которые объясняют так: Всевышний, творя человека, как бы сказал ему: в отличие от других Моих созданий, ты несовершенен: Я тебя сотворил, но еще требуется работа над твоими душевными качествами, чтобы ты стал «венцом творения». И эта работа — твоя.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Первый человек
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Эуд Авицедек (Раковский),
из цикла «Знание Субботы»
Работа служит для исправления мироздания. В субботу духовный свет особенно ярок, поэтому работа запрещена.
Журнал «Мир Торы»
Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему
Рав Реувен Куклин
Хава хоть как-то пыталась спорить со змеем, а Адам безропотно подчинился Хаве…
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Берл Набутовский
Решение совершить грех было чисто интеллектуальным?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его