Темы: Вегетарианство, Берешит, Сотворение мира, Еда, Животные, Рав Менахем Эпель
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! В Торе говорится, что животным после их создания были даны в пищу растения. Какие животные здесь имеются в виду, только травоядные или хищные также? Был ли такой период на земле, когда хищники питались травой? Почему было так задумано Богом — создавать их хищными по строению тела, но с повелением есть траву? Спасибо.
Здравствуйте!
Спасибо за интересный вопрос. Вы верно отметили: в Торе сказано, что животным после их создания были даны в пищу растения, а о хищниках ничего не сказано. Это следует из стиха в Берешит (1:30): «А всем животным земным и всем птицам небесным, и всякому движущемуся по земле, в котором душа живая, — вся зелень травяная в пищу». В классических комментариях я нашел два основных подхода к ответу на Ваш вопрос.
1) Первый подход — «обойти вопрос стороной». То есть, хищники были изначально, только Тора их не упомянула. Этому есть два объяснения. Рав Саадья Гаон (Расаг) пишет: Тора говорила о большинстве видов, а меньшинство не упомянула. А большинство животных — травоядные, только небольшая часть — хищники. Раби Авраам, сын Рамбама, пишет, что и хищники, если проголодаются и не найдут мяса, утолят голод растительной пищей. Поэтому Тора говорит, что животным были даны в пищу растения.
2) Второй подход — понять написанное буквально. То есть — хищников изначально не было. Ответ на вопрос, как они появились, дает Рамбан в своем комментарии к книге Ваикра 26:6. Он пишет, что все животные были изначально «вегетарианцами». И только из-за греха Адама природа части из них изменилась и они стали хищниками. Это было сделано в наказание человеку — ему пришлось стать пищей животных. А сделавшись «человекоядными», животные начали есть и друг друга. Если так, то, видимо, и строение тела у них изначально было как у травоядных животных. И его приспособление к новой реальности было частью глобального изменения всего творения вследствие греха Адама. Или же — хищники изначально были сотворены как мясоеды, но питались травой. Т.е. они были подготовлены изначально к такому развитию событий.
К этому можно еще добавить: существует спор мудрецов о стихе в книге Йешаяу (11:6-9): «И будет жить волк с овцой, а леопард будет лежать с козленком…» Речь идет о временах Машиаха, когда мир придет к исправлению. Есть мнение, что здесь сказано не об изменении природного порядка, а только о том, что еврейский народ перестанет быть гонимым. Мир между животными, упоминаемыми в стихе, — только аллегория. Согласно другим мнениям, этот стих следует понимать буквально. Тех, кто придерживается этого последнего мнения, спрашивают: ведь о временах Машиаха сказано, что мир продолжит идти прежним порядком, природа не претерпит изменений. Как же можно понимать сказанное буквально? Ответ на этот вопрос связан со вторым подходом в толковании (см. выше): то, что животные перестанут быть хищниками, — не изменение природы, а лишь возвращение к изначальному порядку вещей.
С уважением, Менахем Эпель
Сайт evrey.com
Наша земная деятельность — своеобразный мост, по которому мы идем, чтобы достичь высших миров. Поэтому сам акт принятия пищи — не лишенное смысла потворство нашим желаниям, но — необходимое действие, поддерживающее наше физическое существование.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Реувен Куклин
Придётся человеку дать отчёт за всё, что видели его глаза, но не ел он?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Бенцион Зильбер
Ко всем ли твореньям Б-жьим относится заповедь "Не убий"?
Натан Авиэзер
Редакция Толдот
Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в ешиве для баалей тшува «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.
Рав Моше Пантелят
Рав Менахем Эпель
Что это за концепция и почему отсутствует в иудаизме?
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?