Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какое место отводится Луне в иудаизме?

Темы: Берешит, Рош Ходеш, Еврейский календарь, Астрономия, Освящение луны, Комментарии

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, насколько я помню, Луна занимает не последнее место в различных религиях, верованиях, а также в научных теориях. А какое место отводится Луне в иудаизме, и что с чем это связано? Марк

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Марк,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Вы совершенно правы Луна, являющаяся ближайшим к Земле небесным телом, неизменно притягивает к себе внимание человечества. И даже когда 20 июля 1969 американский астронавт Нил Армстронг впервые ступил на поверхность Луны, это нисколько не охладило неустанную тягу к исследованию и освоению неизменной спутницы Земли.

И даже сегодня американские бизнесмены Илон Маск и Джефф Безос, не скупясь, вкладывают миллионы долларов в разработку планов колонизации Луны.

Однако у иудаизма — совершенное особые отношения с Луной, которые начались задолго до прилунения американского астронавта. Фактически они начинаются с первой заповеди, данной еврейскому народу в целом. «Месяц этот для вас начало месяцев…» (Шмот 12: 2).

Отсюда мы впервые узнаем о «Кидуш а-Ходеш» — заповеди освящения Луны и организации еврейского календаря. Развивая эту тему, Мехильта добавляет, что Всевышний фактически «показал» Моше Луну — как после новолуния, так и полнолуние — и сообщил, что новый месяц начинается каждый раз, когда Луна обновляется.

Иными словами, в отличие от других календарей, которые определяют год по обороту Земли вокруг Солнца — цикла, который напрямую влияет на времена года, — еврейский календарь основан на вращении Луны вокруг Земли.

Солнечный календарь имеет много практических преимуществ по сравнению с системой, основанной на Луне. Как следствие, верховному еврейскому суду — Санхедрину — потребовались сложные вычисления для синхронизации двух календарей, солнечного и лунного, так, чтобы еврейские праздники приходились на назначенные им времена годы.

Раз с лунным календарем есть немалые сложности, возникает очевидный вопрос: почему Тора решила установить календарь и, по сути, организовать еврейскую жизнь вокруг Луны?

А тот факт, что на протяжении многих веков наши враги прилагали особые усилия, чтобы помешать евреям выполнять заповедь освящения Луны, делает этот вопрос только острее. Что такого особенного в Луне, что неизменно связывает ее с еврейским народом?

Многие комментаторы отмечают, что символическое значение Луны связано с постоянными изменениями ее размера (если смотреть с Земли). Растущая и убывающая Луна символизирует возможность возрождения и обновления.

То, что было когда-то малым, может однажды стать большим, то, что когда-то было неполным, может однажды стать полным и совершенным.

Это рассматривается как идеальная метафора истории и судьбы еврейского народа. У нас были успешные периоды суверенитета и мира на Земле Израиля, но мы знали также изгнания и рассеяние.

У нас были периоды мира и спокойствия, когда мы без проблем жили в других странах, но мы знали и темные времена погромов и преследований. Еврейский народ достигал великих духовных высот, но знал и периоды падения и отхода от своей Традиции.

Таким образом, Луна учит нас — народ в целом и каждого еврея в отдельности, — что, даже когда кажется, что свет тускнеет и угасает, всегда сохраняется возможность того, что он снова загорится. И будет сиять так же ярко, как и раньше.

Рав Авраам Пам отмечает еще одно символическое «послание» Луны, важное и актуальное для всех нас: Луна не излучает своего собственного света, а просто отражает свет, излучаемый Солнцем. Это показывает нам, что креативность и оригинальность не всегда имеет решающее значение.

В иудаизме введение новшеств и нетрадиционных изменений вовсе не служит признаком успешности. Скорее, наоборот: восприятие мудрости и опыта предыдущих поколений и передача вековой Традиции потомкам сами по себе являются важным достижением.

В этой связи уместно вспомнить высказывание французского ученого-математика и философа Паскаля о правомерности восхищения поэтами. В конце концов, они ведь никаких оригинальных слов и выражений не создают? Паскаль отвечает на это, что способность складывать существующие слова в красивую и гармоничную композицию также является значительным достижением и заслуживает уважения.

Поэтому прежде, чем предлагать новые теории и методы, желательно убедиться, что мы хорошо впитали яркий «свет» предыдущих поколений и можем «отражать» его для последующих.

Итак, Луна — символ еврейской жизни и истории, способности «впитывать» и отражать свет. А описание сотворения Луны в Торе содержит еще одно важное послание.

В четвертый день творения Луна и Солнце упоминаются как «мэорот а-гдолим» — «светила великие» (Берешит 1:16). В том же стихе упомянуты и звезды, но они светилами великими не названы. Почему? Ведь большинство звезд по размеру гораздо больше Луны.

Ибн-Эзра объясняет: здесь речь не о размере, а о свете, достигающем Земли: так как звезды находятся на огромном расстоянии от Земли, количество их света, достигающего Земли, значительно меньше, несмотря на их большой физический размер. Луна же ярко светит на ночном небе.

Хотя Луна по размеру гораздо меньше звезд, она названа «светилом великим» из-за постоянного положительного воздействия, которое она оказывает на Землю.

Это показывает: настоящее величие измеряется не силой, богатством или интеллектом, а максимальным использованием своих способностей для того, чтобы делать мир «светлее». Принести свет туда, где его раньше не было, — вот что может превратить человека из «звезды» в «светило великое».

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его