Темы: Берешит, Сотворение мира, Каббала, Дарование Торы, Натан Агрес
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Написано, что Моисей получил Тору на горе Синай. Мой вопрос: получил ли он от Творца, да будет Он восславлен, ту самую Тору, которая существовала всегда и находилась у Всевышнего, как приводится в Мидрашах, что Творец создавал мир, руководствуясь Торой? Или же она была переработана каким-то образом для более простой усвояемости человеком и переведена на человеческий язык, безусловно, сохранив при этом всю свою неизмеримую глубину?
Спасибо за интересный вопрос.
Как Вы правильно пишете, трудно себе представить, что Б-г творил мир, руководствуясь Торой в той форме, что известна нам сейчас. И, действительно, в книге Зоар ясно сказано, что Тора в её первоначальном виде была написана «чёрным огнём по белому огню». Отсюда ясно, что речь идёт о какой-то высокой духовной реальности, своего рода «генетическом коде» вселенной, а не о книге, рассказывающей о каких-то определённых событиях или излагающей законы.
Чтобы прояснить этот вопрос, необходимо коснуться другой очень глубокой и ёмкой темы — структуры и устройства мироздания. Пять органов чувств открывают перед нами красочную картину ощутимого, материального мира. Но на самом деле, утверждает иудаизм, это лишь «вершина айсберга», а его основная часть — скрыта от наших глаз! Существует бесчисленное множество «духовных измерений», каждое из которых представляет собой отдельный мир. Но, в общем, Каббала рассматривает 4 уровня творения. Все они вместе, подобно цепи, связывают наше, самое нижнее звено с Первоисточником, с самим Творцом. По мере удаления от «простого» Единства Всевышнего изменяются формы и понятия этих миров (как количественно, так и качественно). А отсюда: каждый предмет или понятие, существующие в нашем мире, соответственно, существуют в высших мирах. Но в другой форме или качестве.
То же самое верно и в отношении Торы. «Спускаясь» в наш материальный мир, она приобретала соответствующие «одежды», пока не приняла ту форму, с которой знакомы мы с Вами. Возможно, намёк на этот процесс мы находим в книге Ийова (28; 27—28), где сказано: «…тогда узрел её (Тору) и исчислил, уготовил и исследовал, а потом поведал человеку». Наши мудрецы поясняют (Шмот Рабба, гл. Ки тиса 40), что перед тем, как дать Тору Израилю, Всевышний четыре раза «повторил» её с Самим Собой, т.е. «перевёл» из самого высокого духовного состояния в последнее четвёртое материальное измерение, доступное нашему постижению.
В книге Зоар сказано, что у Торы есть тело и душа, т.е. через её материальную оболочку можно постичь высшую мудрость, насколько это позволяет человеческий разум.
Отсюда также ясно, что, несмотря на процесс «переработки», как Вы пишете, Тора сохранила всю свою неизмеримую глубину, т.к. то, что явно открыто нам, — это лишь её нижняя ступень, а в своём духовном корне она и по сей день остаётся базисной точкой мироздания!
Поэтому углублённое изучение Торы — самая важная заповедь, см. мишну в начале раздела Пеа. Погружаясь в слова Торы, мы соприкасаемся с Высшим Разумом Б-га, а это наибольшая степень сближения с Ним. Кроме того, как изначально мир был создан с помощью Торы, так постоянное её изучение «поддерживает» его существование и увеличивает в нём долю добра!
С уважением, Натан Агрес
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Итро жил в Мидиане, стране, которая была союзником Амалека и врагом еврейского народа
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?
Рав Моше Пантелят
Рав Натан Агрес
Создается впечатление, что Потоп индейцев не коснулся... Ответ раввина на вопрос о предках Китайцев. Кем были предки Китайцев? Как это связано с иудаизмом?
Натан Авиэзер
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.