Темы: Рав Реувен Куклин, Берешит, Значение слов в Торе, Адам, Хава
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему в Торе уделяется особое внимание сотворению Евы «из ребра» Адама? Какое значение это имеет для современных людей? Виктор, Москва
Уважаемый Виктор!
Талмуд в трактате Брахот (61а) говорит, что когда человек только был сотворён, он «состоял» из двух тел, повёрнутых друг к другу спинами. Одно лицо смотрело вперёд, другое назад, как сказал Царь Давид: «Сзади и спереди Ты создал меня…» (Ахор ва-кедэм цартани — Тэилим 139, 5). Одно лицо было мужским, другое — женским. А затем Всевышний разделил человека на две части. Теперь мужчина и женщина существовали по отдельности.
Талмуд говорит, что Всевышний создал Хаву не из ребра, а разделил единого человека на две части, и из одной части создал женщину. Обычно полагают, что Хава была создана из ребра потому, что на иврите слово цела означает и «сторона»[1], как, например, в стихе Шмот 26, 20: «И для другой стороны (цела) скинии, к стороне северной — двадцать брусьев», и «ребро», например «переломано большинство её рёбер (цильотэа)» (Мишна Хулин 3, 1)[2].
Виленский Гаон в книге Имрэй Ноам объясняет: Всевышний создал вначале мужчину и женщину едиными, чтобы была у них сильная любовь друг к другу и чтобы ощущали они себя единым целым. И об этом говорят мудрецы (трактат Брахот 24 а): «Его жена — как он сам (буквально “как его тело”)».
Это объяснение Виленского Гаона поможет нам понять, почему Тора сообщает, что Адам и Хава были вначале единым человеком и лишь позже Всевышний разделил их. Это учит, какую любовь человек должен испытывать к своей жене. Говорит Рамбам (Ишут — Законы семейной жизни 15, 19): «Также повелели мудрецы, чтобы человек уважал свою жену больше, чем себя, а любил её — как самого себя».
Рассказывают о праведнике рабби Арье Левине, что однажды он пришёл с женой к врачу и сказал ему: «У нас болит её нога».
Таково мнение Талмуда. А мидраш (Танхума Ва-йешев 6) говорит, что Всевышний создал Хаву именно из ребра — чтобы она была скромной. Это также дает ответ на Ваш вопрос. Тора сообщает, что Всевышний создал женщину из ребра, чтобы мы знали: скромность — одно из самых важных достоинств женщины.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте:
полный обзор по теме Адам и Ева (Хава)
Что такое «скромность»?
[1] Поэтому хромой называется на иврите цолеа — он идёт, припадая на одну сторону, как пишет рабби Давид Кимхи в книге Шорашим (статья Цела).
[2] Рабби Давид Кимхи в книге Шорашим (там же) пишет: «И поскольку рёбра находятся [в теле] с двух сторон, справа и слева, сторона любого предмета называется цела».
Ципора Харитан,
из цикла «Женщины в Пятикнижии»
Рав Зеев Гершензон
Но ведь так поступали и мудрецы, ограждая нас от нарушения Закона?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тора не просто так рассказывает нам о сотворении мира и первого человека. Целью этой информации является доведение нас до совершенства.
Рав Берл Набутовский
Решение совершить грех было чисто интеллектуальным?
Рав Овадья Климовский
От кого надо было охранять сад Эденский?
Рав Бенцион Зильбер
Кто был первым — Адам или змий-искуситель?
Журнал «Мир Торы»
В первой главе Торы говорится, что Вс-вышний сотворил человека, и это творение было и мужчина, и женщина. Одно тело, которое имеет два лица.
Рав Натан Агрес
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Бенцион Зильбер
Когда Всевышний запретил Адаму есть от Древа познания, Хавы ещё не было!
Рав Реувен Куклин
Мысль о том, что изначально интимная близость связана с грехом, — глубокая ошибка.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ