Из Торы следует, что у земли, звезд и быка есть свобода воли?11 ноября 2019 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Добрый день! Цитирую: «С большим удовольствием читаю чужие вопросы и Ваши ответы, хочу тоже задать два вопроса. На сайте Толдот прочитал статью об ангелах. Не является ли эта ангелология и вообще понятие “ангел” идолопоклонством? Не знаю, читали ли Вы рассказы древней Эллады, но что-то немного похоже? Отвечает рав Бенцион Зильбер: Добрый день! Есть принципиальное отличие. Ангелы — это творения Б-га, которым даны силы и возможности в определённых рамках, и они не могут выходить за эти рамки. А руководит миром только один Б-г». А теперь мой вопрос: а как же земля не послушалась Б-га? Б-г повелел ей произрастить такие деревья, у которых вкус древесины будет как вкус плода, древесина тоже будет пригодна в пищу. «И сказал Б-г: Вот Я дал вам всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу» (Берешит 1:29). А вот толкование Раши к Берешит 1:11: «плодовым деревом (дерево-плод). Чтобы вкус дерева был как вкус плода. Однако (земля) не исполнила это, а только “и произвела земля… дерево, дающее плод”, само же дерево плодом не было. Поэтому, когда Адам был проклят за свой грех, с нее (с земли) также было взыскано за ее грех, и она была проклята». Т.е., согласно толкованию, земля не исполнила повеления Всевышнего. И Всевышний позже проклял ее за непослушание. Что же, земля может принимать самостоятельные решения? И быка казнят за убийство (Шмот 21:28). Что же, у него есть свобода воли? Рамбам пишет, что и у звезд разум есть… Нет ли во всех этих случаях чего-то, подобного идолопоклонству, обожествлению земли, звезд и др.? Помоги Вам Б-г, Вольф-Йехезкель Читать дальше |
|
Интересуюсь: где был Б-г, когда было язычество?10 ноября 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемый раввин, интересуюсь: где был Б-г, когда было язычество, политеизм в древнем мире? Почему Он не проявил себя раньше, а только Моисею? Ведь о Нём не знали до этого. Аниса Читать дальше |
|
Вдруг моя финансовая свобода — не в планах Всевышнего?29 августа 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый вечер! Есть такая фраза-убеждение: человек прилагает усилия, а результаты — от Б-га. Это — как ребенок маленький, который тащит санки, пыхтит, а на самом деле сзади эти санки толкает отец. И сам вопрос: достигнет ли человек тех результатов, которые ему нужны (в тех сферах, которые для него важны), или будет так, как угодно Всевышнему? Например, создание собственного бизнеса (сетевого). Конечно, есть цели, план достижения, партнеры и пр. Но получится ли так, как хочешь, и так быстро, как рассчитываешь, и на такой доход, какой нужен? Ведь мудрецы уверяют, что уже решено, кто будет бедным, кто богатым. Вдруг в планах Всевышнего нет моей финансовой свободы, а я к ней стремлюсь, прилагаю усилия?.. Или создание семьи... Понимаете? И из-за того, что постоянно в голове — «есть воля Б-га или нет, угодно или нет?», сомнения как в собственных силах (смогу или нет), так и в результатах. А время жизни земной уходит, и эта неуверенность часто саботирует и еще больше эмоционально расстраивает. Помогите, пожалуйста, в этом разобраться, чтобы я могла этот вопрос для себя закрыть раз и навсегда. Большое спасибо за ответ. С уважением, Мария Читать дальше |
|
Неужели конец света придет стихийно, без нашего участия?12 августа 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемые раввины и дорогая редакция Толдот! Скажите, почему не видно актуальных статей на тему приближающего будущего мира Царства Машиаха? Неужели мы не должны думать о будущем? Неужели все решится свыше, а не с нашим участием? Мы видим катастрофические изменения климата, вырождение жизни, стихийность финансовой системы, но разумного своего участия в этом всем не планируем (хотя оно очевидно недостаточно, и эффективность, не в ущерб гуманности, возможна). Неужели стихийность предрешена? Нет ли здесь решающего самообмана и недобросовестных интересов? И может ли быть стихийным разум? Не является ли это взаимоисключающими понятиями? Стихийность ведет к хаосу, а разум к порядку, но мы не планируем порядок. Почему? И чему учит Тора, если не образцу самоорганизации на определенном этапе, по примеру которого и предложено дальнейшее развитие? Именно так поступили США и Европейский союз, но тоже на определенном этапе, дальше которого противоречия модели стали определяющими. Или интересы этой модели стали так всеобъемлющи, что мы не можем даже констатировать и ее стихийность? В общем, очевидно: проблема стихийности есть и разумные решения парализованы ею. Что думает об этом Иудаизм? Спасибо. Михаил Читать дальше |
|
Применение психотронного оружия противоречит Б-гу и Его закону?28 июля 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте. Допустит ли Б-г войну с применением оружия, действующего на мозг человека, на его психику с помощью биологической радиосвязи, которую исследовали Бехтерев, Дуров, Кажинский и другие? Говорят, такое оружие уже используется одной страной против граждан. Противоречит ли это Б-гу и Его закону? N. Читать дальше |
|
Много раз пытался понять и все равно не понимаю концепцию свободы воли...15 июля 2019 года, отвечает Рав Моше Сытин Здравствуйте! Много раз пытался понять и все равно не понимаю концепцию свободы воли. Помогите, пожалуйста, разобраться. Разве можно говорить о свободе воли, когда выбор, предоставляемый человеку, сводится к тому, чтобы: А) поступить хорошо и получить награду или Б) поступить плохо и получить наказание? В чем здесь свобода воли? Ведь нет никакого выбора? То есть весь мир для человека создан таким образом, что он либо будет поступать так, как хочет его Творец, либо будет наказан. Где же здесь ДОБРО, которое есть суть Творца? Если бы, например, человек мог украсть у другого и не получить никакого наказания, кроме собственного чувства вины, можно было бы говорить, что он свободен выбирать. А так разве можно? Поясните, пожалуйста. Спасибо. Читать дальше |
|
Кто вводит человека в искушение — Б-г или дьявол?14 июля 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Не так давно многие СМИ сообщили, что папа римский Франциск изменил текст молитвы «Отче наш». В утвержденном переводе слова «non ci indurre in tentazione», которые в синодальном переводе Библии звучат как «не введи нас в искушение», заменены на «non abbandonarci alla tentazione» — это можно перевести как «не дай нам впасть в искушение» или «не оставь нас во власти искушения». Старый перевод Франциск назвал плохим, ибо он порождал ошибочную интерпретацию, будто бы Бог принуждает людей к искушению. Отвечая на вопрос, может ли Бог вводить в искушение. Франциск заявил, что в искушение вводит не Бог, а дьявол: «Это я впадаю [в искушение], а не Он ввергает меня в искушение, чтобы потом наблюдать за моим падением. Отец так не поступает, отец помогает снова подняться». А что говорит об этом Тора? Читать дальше |
|
В будущем с развитием технологий нас ждет война роботов против людей?22 января 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. Сейчас модно говорить о том, что в будущем с развитием технологий нас ждет война роботов против людей. Что роботы, мол, станут продвинутыми настолько, что рано или поздно «осознают себя», а потом и идентифицируют человека как угрозу себе. Скажите, с точки зрения иудаизма возможно, вообще, чтобы роботы получили сознание, чтобы у них была подлинная свобода воли, как у человека? Или это все сказки из отдела фантастики? И еще: нет ли в иудаизме какого-то намека на то, что в истории мира будет момент, когда человек создаст робота и между ними возможен будет конфликт? Я так понимаю, что, если это действительно могло бы быть, то иудаизм об этом где-то бы намекнул, как о важном будущем событии, так? N. Читать дальше |
|
Чем именно человек подобен Б-гу? Если даром речи, то ведь и у животных есть коммуникация!31 октября 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник В Торе написано, что Б-г создал человека «по Своему образу и подобию». В чем именно это заключается? В том, что человек обладает даром речи? Если да, то что можно сказать в свете современных открытий о поведении животных и коммуникации между ними? Читать дальше |
|
Я читала, что каждому колену Израилеву соответствует свое созвездие. А поклоняться звездам нельзя...3 июля 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. Я читала, что каждому колену Израилеву соответствует то или иное созвездие. В то же время написано в святых книгах, что «нет созвездия у Израиля» и, кроме того, нельзя поклоняться звездам. Пожалуйста, объясните, как это стыкуется между собой. Инна Читать дальше |
|
Выбор человека — только в том, чтобы принимать власть Всевышнего или противиться Ему?14 июня 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом, глубокоуважаемые мудрецы! Вопрос состоит из двух частей: Как я поняла, человек играет свою роль, расписанную от рождения до смерти, и его выбор состоит только в том, что он может принимать происходящее как власть Всевышнего или противиться Ему. Тогда человеку не нужно ничего предпринимать от себя, ведь даже кажущееся его желанием стремление выполнить волю Творца, благословен Он, тоже не его, а входит в сценарий, ведь так? У меня руки опускаются теперь, если честно. И вторая часть: почему страдают животные, ведь согрешил человек, это часть проклятия Земли? Если Творец это Добро, то почему Он допускает и принимает страдания в таком объеме, просто огромном, со стороны нечеловеческой части творения? Спасибо большое, если найдете время ответить мне. Екатерина Читать дальше |
|
Почему Творец допустил магию в нашем мире?6 марта 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. Вопрос мой таков: почему Творец допустил магию в нашем мире? Тем более, что этим можно навредить другому человеку. Роман Читать дальше |
|
А что случится, если наука докажет существование Б-га?14 февраля 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте. Творец скрыт, и Его никто не видит, и никто на самом деле не знает, есть Он или нет. А что случится, если наука докажет существование Бога? Хорошо будет это или плохо? Ведь Творец скрывается, может быть, Он это делает не просто так? Дмитрий Читать дальше |
|
Отнимает ли рав свободу выбора?12 февраля 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Мы с мужем уже несколько лет как соблюдаем. У нас нет Рава, и как-то не чувствуем его недостаток. Не хочется терять свободу выбора и своё мнение. Можно ли так и дальше продолжить? Читать дальше |
|
Почему навязываете детям религиозное воспитание?28 января 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Мои дети уже семь лет ведут строго религиозный образ жизни. У них в свое время была возможность выбора, а вот своих детей они лишили этого: заставляют молиться, бесконечно бормотать благословения, другими словами, делают из них религиозных роботов. Я молчу, но меня это возмущает. Неужели не правильней и не честнее было бы дать детям до 18 лет вырасти, как есть, а уж потом выбирать: быть религиозными или нет? Читать дальше |
|
По какой причине Всевышний пообещал больше не наводить всемирный потоп?27 октября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! У меня вопрос по главе Ноах. Выйдя из ковчега по окончании потопа, Ноах построил жертвенник и совершил на нем жертвоприношения Б-гу, в результате чего сказано (Берешит, 8:21): «И воспринял Г-сподь благоухание, и сказал Г-сподь в сердце Своем: Не буду более проклинать землю из-за человека, ведь побуждение сердца человеческого худо с юности его (йецер лев а-адамра ми-неурав), и не буду более поражать все живое, как Я сделал». Если я правильно понимаю, тот факт, что уже с раннего детства дурное начало одолевает человека и приманивает его к греху, приводится здесь как смягчающий фактор в виновности человека за свои грехи, и именно в силу этого обстоятельства Всевышний принял решение не наводить потоп повторно. Но если так, непонятно, почему этот же фактор не уберег человечество от первого потопа, ведь то, что дурное начало преобладает в людях, было известно Творцу и ранее. Более того, именно преобладание дурных помыслов представляется самой Торой как основная причина потопа, как сказано (Берешит, 6:5-7): «И увидел Г-сподь, что велико зло человеческое на земле и все побуждение помыслов сердца его лишь худо весь день (ве-холь йецер махшавот либо рак ра коль а-йом). И пожалел Г-сподь о том, что создал человека на земле, и огорчился Он в сердце Своем. И сказал Г-сподь: Сотру человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до ползучего и до птицы небесной; ибо сожалею Я о том, что создал их». Как разрешить такое противоречие? Заранее благодарен, Евгений Читать дальше |
|
Почему Терах, отец Авраама, оставлен иудаизмом в тени?16 октября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! У меня возникло впечатление, что в иудаизме очень не заслуженно обойдена личность Тераха, отца Авраама. Вот Авраам — это наш праотец, праведник, личность, которую трудно переоценить, а Терах — просто заурядный идолопоклонник. И постоянно мудрецы подчеркивают, что праведность Авраама никак не связана с Терахом, что Авраам до всего дошел сам. В общем-то, если бы Авраам был единственным таким ярким потомком Тераха, то мне это было бы легко принять, но ведь у Тераха было еще два сына и от каждого из них произошли очень незаурядные личности: Аран — младший брат Авраама, был явно незаурядной личностью. Как говорит Мидраш, он вслед за Авраамом признал единого Творца и пошел в печь, для чего нужно действительно иметь сильную веру в единого Творца. Да и дети Арана — Лот, Сара и Милька, были праведными. Может Лот и уступал Аврааму, но по сравнению с другими он был праведен и даже в Сдоме не развратился до общего уровня, и от него произошла Рут, а значит, и Машиах. О праведности Сары, жены Авраама, даже говорить не нужно — это не подлежит сомнению. Милька вышла замуж за Нахора, среднего брата Авраама и Арана, и от них произошли наши праматери Ривка, Рахель, Лея и Билга. Так почему же иудаизм обходит вниманием Тераха, все сыновья которого проявили такой сильный потенциал, ведь это явно свидетельствует о незаурядности их отца? Читать дальше |
|
Все религии нацелены на подавление свободы, управление адептами, лишение их самостоятельности?..21 августа 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемые раввины, здравствуйте! В диалоге с приятелем им было озвучено такое мнение: все до одной религии нацелены на подавление свободы, управление своими адептами, лишение их самостоятельности. Как пример: фраза, что «Всякая власть от Б-га» делает из адептов замечательный неконфликтный электорат в случае политики, скажем. А то, что еврейскому народу Тору передал именно Б-г тоже не факт. Это могла быть какая угодно духовная сущность, которая могла принять какой угодно вид. Прошу вас помочь мне сформулировать ответ. Лев Читать дальше |
|
Победа Ле Пен запустила бы механизм развала ЕС и определила временные рамки прихода Машиаха?19 июля 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Где был вездесущий Творец, когда змей искушал Еву? Победа Ле Пен могла поторопить Машиаха, но неужели всем так хорошо живётся в нашем мире, что Его приход все, наоборот, пытаются отдалить? Мнение на основании пророчеств о последнем времени и анализе ситуации в мире. Победа Ле Пен запустила бы механизм развала ЕС, что определило бы временные рамки пришествия Машиаха и суда над блудницей… Тода! N. Читать дальше |
|
Зачем Всевышнему нужен человек, который сделал свой выбор и решил не соблюдать заповеди?25 января 2017 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Считается (например, так говорит Рамхаль), что главное, ради чего существует человек в этом мире, — это исполнение заповедей, служение и умение устоять в испытании. Тогда человек удостоится света Всевышнего и т.д. Возникает вопрос. Если Всевышний дал человеку возможность выбора, например, не соблюдать заповеди и не удостоиться света Творца, то зачем, в конечном счете, Творцу нужно было создавать такого человека? Какая для Творца в нем необходимость и цель? Лев Читать дальше |
|
Так есть для евреев неотменяемое предначертание или нет?9 января 2017 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! В Талмуде в трактате Шабат сказано, что для еврейского народа не существует неотменяемого предначертания и неизменной зависимости судьбы от светил (нет мазаля — созвездия — у Израиля). Творец может «переставить светила», изменить их влияние. И это зависит от заслуг человека. Вместе с тем, например, Ибн-Эзра говорил, что, если займется продажей саванов, люди перестанут умирать, т.е. ему было предначертано быть бедным и никакие заслуги и заповеди не могли отменить это. Если правильно понимаю, роль, цель человека в мире, исправления, для которых он приходит, диктуют то, в какое время и в каком месте он рождается. То есть влияние светил определяет жизнь человека таким образом, чтобы он исполнил свою миссию в этой жизни, пользуясь свободой выбора («стать разбойником, резником или хирургом»). Но тогда мне непонятно, в чем смысл изменения мазаля (предначертания)? И что значит практически отсутствие неотменяемого предначертания для евреев? Спасибо! Читать дальше |
|
Где написано в Торе, что у ангелов нет свободы выбора?16 ноября 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Где написано в Торе, что у ангелов нет свободы выбора? Р. Читать дальше |
|
Надо ли избавлять человека от страданий? Может, по Б-жественному плану он должен страдать?6 ноября 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Недавно слушал лекцию о том, как относиться к страданиям, и у меня возник вопрос. Несомненно, нам нужно делать добрые дела, и, несомненно, нам нужно принять страдания — когда они приходят. Но что делать в ситуации, когда ты видишь, что другой человек страдает (или у него трудности), и у тебя есть возможность его избавить от них? Например, стоит в автобусе, ему/ей надо простоять примерно 15 минут и я младше, чем он/-а. Или, скажем, мой сосед пилит дрова и относит их куда-то, а я могу предложить ему помощь и избавить его от трудностей. Дело в том, что добрые дела — это важно, но страдания не менее важны. Что, если я его избавлю от страданий, а это окажется точно то, что ему нужно было для того, чтобы удостоиться грядущего мира? Но что, если — наоборот? Что, если мне нужно было ему помочь и это доброе дело было точно тем, что мне нужно было для того, чтобы удостоиться награды? Надеюсь, что вопрос достаточно ясен. Роберт Читать дальше |
|
Звезды определяют жизнь человека так, чтобы он исполнил свою миссию. Зачем просить другую судьбу?21 сентября 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! В Талмуде в трактате Шабат сказано, что для еврейского народа не существует неотменяемого предначертания и неизменной зависимости судьбы от светил (нет мазаля — созвездия — у Израиля). Творец может «переставить светила», изменить их влияние. И это зависит от заслуг человека. Вместе с тем, например, Ибн-Эзра говорил, что, если займется продажей саванов, люди перестанут умирать, т.е. ему было предначертано быть бедным и никакие заслуги и заповеди не могли отменить это. Если правильно понимаю, роль, цель человека в мире, исправления, для которых он приходит, диктуются тем, в какое время и в каком месте он рождается. То есть влияние светил определяет жизнь человека таким образом, чтобы он исполнил свою миссию в этой жизни, пользуясь свободой выбора («стать разбойником, шохетом или хирургом»). Но тогда мне непонятно, в чем смысл изменения мазаля? И что значит практически отсутствие неотменяемого предначертания для евреев? Спасибо! Владимир Читать дальше |
|
Зачем созданы аномально злые люди, сеющие зло?10 мая 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемый Раввин! Все мы знаем, что помимо средних людей, нормальных людей, праведных людей и т.д. есть люди не просто грешники, а аномально морально неустойчивые с искаженным восприятием мира, аномально злые, таящие ненависть ко всему окружению, вечно таящие обиду на весь мир и сеющие зло. Вопрос: для чего создаются такие люди? Татьяна Читать дальше |
|
Змей был наказан за то, что подвел первого человека. Выходит, у змея была свобода выбора?10 апреля 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, уважаемые раввины! У меня такой вопрос: в главе Берейшит Торы сказано, что змей Нахаш был наказан за то, что подвёл первого человека к ошибке. Так, получается, у него была свобода выбора, раз его наказали? Ведь, если он в точности исполнял волю Творца, был «роботом», то за что его было наказывать? Но как может быть, что у него была свобода выбора, если известно, что свобода выбора есть только у человека? Так кем же был и кто есть этот Нахаш? С уважением, А. Читать дальше |
|
Сейчас продают очки для создания «дополненной реальности». Не противоречит ли это замыслу Творца?4 апреля 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемый Рав. Сейчас начали продаваться очки для создания т.н. виртуальной реальности, дополненной реальности. В них показывают предметы, не существующие в реальном мире (например, Hololens от фирмы Майкрософт, очки Google и др.). Не противоречит ли такая реальность замыслу Творца, чтобы мы жили в реальном мире и опирались на законы реального мира? С уважением, Дима Читать дальше |
|
Если ум и чувства «расходятся во мнениях», чему следует доверять?6 января 2016 года, отвечает Рав Зеев Урман Добрый день! Когда по какому-то вопросу ум и чувства «расходятся во мнениях», чему следует доверять? Уму или чувству? Спасибо. Читать дальше |
|
Как иудаизм относится к душевнобольным?17 ноября 2015 года, отвечает Рав Яков Гельфман Вопрос, который я задам, никто на этой странице не задавал. Как иудаизм относится к душевнобольным? Что это такое с точки зрения религии? Такая болезнь, как шизофрения. Читать дальше |
|
Чем отличается человек от ангела?4 августа 2015 года, отвечает Рав Мендель Агранович Если мы подчиним свою волю Божьей, то станем как ангелы. В чем же тогда отличие человека от ангелов? И если единственное отличие от ангелов, что мы имеем собственную волю, зачем она нам в том мире? Наверное, для людей, изучающих Тору глубоко, мой вопрос звучит глупо, но он меня почему-то не оставляет в покое. Ответьте, пожалуйста! Заранее благодарна! Людмила Читать дальше |
|
Расскажите вкратце о падших ангелах14 октября 2014 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте, уважаемые равы. Расскажите, пожалуйста, вкратце о падших ангелах. На вашем сайте нашел информацию только о Самаэле, оседлавшем змея и искусившем Хаву, а также об Азе и Азаэле, соблазнившихся на дочерей земных. Говорит ли традиция еще о каких-либо падших ангелах, бунтующих против Всесильного? Если да, то о каком примерно количестве ангелов идет речь и в чем причина их падения? Спасибо. Читать дальше |
|
Я спрашивал многих равов и других священнослужителей, в чем подобие человека Б-гу...26 августа 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Меня много лет интересует сложный вопрос. В главе «Берешит» сказано, что дух бога летал над бездной и он сотворил человека по своему подобию. За свою долгую жизнь я спрашивал многих равов и других священнослужителей, в чем подобие человека богу. Ведь человек существо, а бог дух. Пока я не получил четкого ответа на этот вопрос, хотя этот ответ четко написан в Торе. Хочется знать Ваше мнение. Биньямин Читать дальше |
|
Почему Творец заповедал евреям учить Писание, но не сделал это безопасным для глаз?4 июля 2014 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Здравствуйте. Я обратил внимание, что люди, изучающие Тору, Талмуд, через одного носят очки. Почему Творец заповедал евреям учить Писание, но не сделал это безопасным для здоровья глаз? Спасибо. Дмитрий Читать дальше |
|
Если все предопределено, как бы Адам мог избежать грехопадения, не нарушив общего сценария?16 января 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Если во время Творения Всевышний смотрел в Тору, то как бы Адам смог избежать грехопадения, не нарушив общего сценария? Можно ли назвать грехом поступок, совершаемый, когда выбора нет, когда то, что должно или не должно произойти, уже произошло? Спасибо. С уважением, А. Читать дальше |
|
Раз Всевышний допустил убийство Эвеля, значит, тот был в чем-то виновен? В чем?29 октября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте уважаемый. У меня возник вопрос, буду очень признателен, если вы мне поможете с ответом. Как известно из Бава Батра 17а, 4 человека умерли без вины — исключительно потому, что смерть является неотъемлемым атрибутом для всех потомков Адама после грехопадения. Эти праведники: Биньямин, сын Яакова, Амрам, отец Моше, Ишай, отец царя Давида, и Килав, сын Давида. Известно также, что Эвель был убит своим братом Каином. Также нам известно, что Всевышний — Справедливый Судья, Истинный Судья. И, например, если свидетель ошибся и человеческий суд казнил кого-то несправедливо, то мы знаем: если Создатель допустил, значит, казнённый был всё же виноват и получил наказание. Так вот, вопрос/-ы: в чём согрешил, провинился Эвель? Может ли это быть объяснено тем, что Эвель был близок по родству к Адаму и поэтому умер без вины? Но тогда он должен был быть упомянутым среди праведников в Бава Батра? Спасибо большое, Виктор Читать дальше |
|
Мертвые ничего не знают?29 августа 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Добрый день! Хотел бы получить ответ на вопрос касательно жизни после смерти и осмысленного существования души в загробном мире. В процессе прочтения Священного Писания наткнулся на некоторые тексты, которые я не могу понять в свете позиции иудаизма на эти вопросы. Приведу краткий перечень: Собственно вопрос: как эти тексты согласуются с понятиями иудаизма о загробной жизни умерших, тем более осмысленной? Заранее спасибо за ответ. Эдуард Читать дальше |
|
Почему Раби Акива не помог своим ученикам справиться с тщеславием и неуважением к ближнему?15 июля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом, уважаемый рав Реувен! Если тысячи учеников р. Акивы при их уровне мудрости и духовности были сильно связаны с материальным миром и не уважали друг друга, т.е. свои постижения в области мудрости и духовности ставили выше других, то возникает вопрос. Видя в своих учениках эту серьёзную поражённость души самолюбием, тщеславием и неуважением к ближнему, тем более — при их уровне духовности, почему р. Акива не помог им с этим справиться? Почему своим примером и наставлениями, например, из притч Шеломо: «Явится высокомерие — явится и посрамление; у смиренных же — мудрость» (11:2); «От высокомерия только раздор происходит, а у советующихся — мудрость» (13:10); «Во рту у глупого — бич гордыни, но уста мудрых берегут их» (14:3); «Пред сокрушением — гордость, и пред падением — высокомерие. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (16:18—19); «Высокомерие человека унижает его, а смиренный духом стяжает честь» (29:23), он не научил своих учеников уважать и любить ближнего, который, по их мнению, не столь мудр и духовен, как они? Я нисколько не считаю себя имеющим право судить педагогический дар р. Акивы (лишь пытаюсь понять), но когда врач взялся лечить 24 тысячи больных (материальностью) и не смог им помочь (все умерли) — я бы побоялся обращаться к такому врачу… Почему р. Акива не смог помочь своим мудрым (самым большим мудрецам того времени) и высокодуховным ученикам научиться любить и уважать ближнего, когда сам же говорил, что в этом — мудрость и суть Торы, или почему его мудрые ученики не были на это способны? Помогите понять. С уважением, Михаил Читать дальше |
|
О парадоксе свободы выбора и предопределённости24 апреля 2013 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Где можно почитать подробней и простым языком о свободе выбора и предопределённости? Читать дальше |
|
Моше знал из Торы обо всем, что произойдет. И все же отправил разведчиков... Почему?4 февраля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Получив Тору на горе Синай и несмотря на то, что в ней описаны все дальнейшие события, связанные с мераглим (разведчиками), Моше рабейну, тем не менее, отправил мераглим, заранее зная известный результат. Почему? Э. Читать дальше |
|
Земля была проклята за то, что не исполнила приказ Творца? Но у нее же нет свободы воли!13 ноября 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, одно сложное место в главе Берешит, где сказано о том, что земля не исполнила приказ Творца и произвела вместо съедобного дерева и плода только съедобный плод. За это она потом была проклята после того, как был проклят Адам из-за своего греха. Как следует понимать это место, ведь у земли нет свободы выбора и, как следствие, нет ецер ара? Как в таком случае она могла ослушаться и позже быть наказанной? Один из ответов, который мне сказали, поясняет, что речь идет об ангеле, отвечающем за землю. Но ведь у ангелов тоже нет свободы выбора… С благодарностью услышу от вас более понятный комментарий. Спасибо! С уважением, Арье Читать дальше |