Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как иудаизм относится к душевнобольным?

Темы: Свобода выбора, Психология, Болезни, Чувства и разум, Рав Яков Гельфман

Отложить Отложено

Вопрос, который я задам, никто на этой странице не задавал. Как иудаизм относится к душевнобольным? Что это такое с точки зрения религии? Такая болезнь, как шизофрения.

Отвечает рав Яков Гельфман

В Талмуде очень много законов, касающихся душевнобольных. По определению Торы душевнобольной — это человек, который не может нести ответственность за результаты своих действий. Соответственно, за него отвечают здоровые.

В религиозном обществе отношение к людям с такими проблемами — уважительное и теплое. Мы читаем о раввинах, которые проявляли максимальное терпение и заботу к душевнобольным. Я бы сказал даже, что по-настоящему душевные качества человека проверяются именно в его отношении к умалишенным.

У различных проблем с психикой — различные причины, среди них — психологические и физиологические. Попробую разобрать одну из таких причин.

Всем известна концепция Торы о хорошем и дурном начале в человеке. Каждый может прочувствовать это на себе. Когда, с одной стороны, понимаешь необходимость и целесообразность определенного действия, но что-то внутри мешает его совершить. Это может быть чувство стыда или лень, зависть или злоба, а может быть просто тяжело, потому что непривычно. Как поступит человек? В своих лекциях о мировоззрении иудаизма (очень рекомендую их всем, кто говорит на иврите, в Коль а-Лашон, лекции для женщин) рав Айнорен объясняет, что в человеке параллельно действуют два механизма: разум и желания. С одной стороны, человек не может пойти против разума. Но, с другой стороны, он выбирает, о каких вопросах советоваться с ним, а о каких — нет. Например, он хочет закурить, но знает, что ему это вредит. Тут приходит желание (хочу курить) и задает вопрос: один раз закурить — это вредно? Разум отвечает: один раз — вред ничтожно мал. И человек зажигает сигарету. А он мог бы задаться вопросом: ну, а если я закурю один раз, возможно, мне захочется еще один, а потом еще, и тяжело будет преодолеть себя? И разум подтвердил бы это, и вывод был бы — что нельзя курить. Но человек не задает себе этого вопроса потому, что не хочет этого ответа.

Вы спросите: как это связано с психическими отклонениями? Моя мама заль цитировала слова известного ученого о том, что определения психической болезни фактически не существует, так как на практике любое такое определение будет, в той или иной мере, подходить большинству людей! Ту же самую мысль я нашел через много лет в Израиле у известного раввина. Описанное выше поведение является все же определенным отклонением от нормы, но просто потому, что мы все подвержены подобного рода явлениям, это не считается болезнью.

В действительности же человек, который смотрит на это со стороны, скажет: тот, кто так поступает, — сумасшедший.

Отступлю от темы. Вывод, который напрашивается: по определению Торы праведник — это душевно здоровый человек! И это не ново, ведь РАМБАМ говорит, что мудрецы — это целители душ. И известно, что праведник Рав Арье Левин (живший менее ста лет назад) вылечил несколько душевнобольных.

В чем различие между больным и здоровым (относительно) человеком? Можно предположить, что оно в следующем. Здоровый, когда выбирает не советоваться с разумом, все же осознает, что он делает, а больной настолько боится реальности, что этот механизм включается у него подсознательно как защитная реакция — совершенно инстинктивно.

Проблема в том, что иногда у человека все же есть определенное внутреннее ощущение, что в его логике «что-то не так», и тогда психика компенсирует чувство собственной дефектности, ударяясь в другую крайность. Например, если он курит, то в порядке компенсации бросается в погоню за «здоровой пищей». Наверное, это и есть шизофрения.

С уважением, Яаков Гельфман

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его