Темы: Свобода выбора, Психология, Болезни, Чувства и разум, Рав Яков Гельфман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос, который я задам, никто на этой странице не задавал. Как иудаизм относится к душевнобольным? Что это такое с точки зрения религии? Такая болезнь, как шизофрения.
В Талмуде очень много законов, касающихся душевнобольных. По определению Торы душевнобольной — это человек, который не может нести ответственность за результаты своих действий. Соответственно, за него отвечают здоровые.
В религиозном обществе отношение к людям с такими проблемами — уважительное и теплое. Мы читаем о раввинах, которые проявляли максимальное терпение и заботу к душевнобольным. Я бы сказал даже, что по-настоящему душевные качества человека проверяются именно в его отношении к умалишенным.
У различных проблем с психикой — различные причины, среди них — психологические и физиологические. Попробую разобрать одну из таких причин.
Всем известна концепция Торы о хорошем и дурном начале в человеке. Каждый может прочувствовать это на себе. Когда, с одной стороны, понимаешь необходимость и целесообразность определенного действия, но что-то внутри мешает его совершить. Это может быть чувство стыда или лень, зависть или злоба, а может быть просто тяжело, потому что непривычно. Как поступит человек? В своих лекциях о мировоззрении иудаизма (очень рекомендую их всем, кто говорит на иврите, в Коль а-Лашон, лекции для женщин) рав Айнорен объясняет, что в человеке параллельно действуют два механизма: разум и желания. С одной стороны, человек не может пойти против разума. Но, с другой стороны, он выбирает, о каких вопросах советоваться с ним, а о каких — нет. Например, он хочет закурить, но знает, что ему это вредит. Тут приходит желание (хочу курить) и задает вопрос: один раз закурить — это вредно? Разум отвечает: один раз — вред ничтожно мал. И человек зажигает сигарету. А он мог бы задаться вопросом: ну, а если я закурю один раз, возможно, мне захочется еще один, а потом еще, и тяжело будет преодолеть себя? И разум подтвердил бы это, и вывод был бы — что нельзя курить. Но человек не задает себе этого вопроса потому, что не хочет этого ответа.
Вы спросите: как это связано с психическими отклонениями? Моя мама заль цитировала слова известного ученого о том, что определения психической болезни фактически не существует, так как на практике любое такое определение будет, в той или иной мере, подходить большинству людей! Ту же самую мысль я нашел через много лет в Израиле у известного раввина. Описанное выше поведение является все же определенным отклонением от нормы, но просто потому, что мы все подвержены подобного рода явлениям, это не считается болезнью.
В действительности же человек, который смотрит на это со стороны, скажет: тот, кто так поступает, — сумасшедший.
Отступлю от темы. Вывод, который напрашивается: по определению Торы праведник — это душевно здоровый человек! И это не ново, ведь РАМБАМ говорит, что мудрецы — это целители душ. И известно, что праведник Рав Арье Левин (живший менее ста лет назад) вылечил несколько душевнобольных.
В чем различие между больным и здоровым (относительно) человеком? Можно предположить, что оно в следующем. Здоровый, когда выбирает не советоваться с разумом, все же осознает, что он делает, а больной настолько боится реальности, что этот механизм включается у него подсознательно как защитная реакция — совершенно инстинктивно.
Проблема в том, что иногда у человека все же есть определенное внутреннее ощущение, что в его логике «что-то не так», и тогда психика компенсирует чувство собственной дефектности, ударяясь в другую крайность. Например, если он курит, то в порядке компенсации бросается в погоню за «здоровой пищей». Наверное, это и есть шизофрения.
С уважением, Яаков Гельфман
Рав Яков Шуб
А зачем вообще нужны врачи? Ведь и болезнь, и исцеление приходит от Б-га
Рав Бенцион Зильбер
Существуют специальные молитвы?
Рав Реувен Куклин
За что?
Рав Бенцион Зильбер
Правда ли, что в иудаизме существует ограничение на шидух для девушек с физическими недостатками?
Рав Бенцион Зильбер
Или дать ещё одно?
Рав Ашер Кушнир
Может быть, вы сможете дать мне совет…
Рав Реувен Куклин
«И да будет на это Твоя воля…»
Хана Лернер
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Бенцион Зильбер
Cуществуют ли молитвы, после чтения которых можно быть уверенным, что встретишь смерть в трезвом рассудке?
Хана Лернер
Кому заповедано плодиться и размножаться?
Хана Лернер
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?