Темы: Конец времен, Война, Свобода выбора, Грех, Машиах, Политика, Катастрофа, Диаспора, Рав Меир Мучник, Хава
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Где был вездесущий Творец, когда змей искушал Еву? Победа Ле Пен могла поторопить Машиаха, но неужели всем так хорошо живётся в нашем мире, что Его приход все, наоборот, пытаются отдалить? Мнение на основании пророчеств о последнем времени и анализе ситуации в мире. Победа Ле Пен запустила бы механизм развала ЕС, что определило бы временные рамки пришествия Машиаха и суда над блудницей… Тода! N.
Здравствуйте, N.!
Если я правильно понял, Вы спрашиваете, почему Б-г позволил змею искусить и ввести в грех Хаву (Еву) и тем самым отдалить окончательное исправление мира, которое последовало бы сразу, если бы Хава с Адамом не согрешили. Аналогично, по Вашему мнению, победа Ле Пен запустила бы механизм, который ускорил бы приход Машиаха и окончательное исправление мира.
Что касается греха Адама и Хавы — да и всех когда-либо совершенных грехов, — ответ таков: Б-г создал человека в этом мире для того, чтобы он преодолевал в этой жизни испытания. Как объясняет Рамхаль, Б-г хочет облагодетельствовать человека, и для этого мог бы сотворить его сразу в Будущем мире. Но тогда благо было бы подачкой, тогда как высшее благо — это заработанная награда, а на более глубоком уровне — ощущение собственной полноценности и достижения. Для этого человек должен пройти жизнь в этом мире, где ему придется преодолевать трудности и испытания, и тем самым зарабатывать награду, совершенствуя себя и мир.
А награда возможна лишь в том случае, если есть соблазн согрешить и человек его преодолевает. Иначе, если нет соблазна и искушения, нечего преодолевать и не за что награждать. Поэтому по плану Всевышнего змей должен был искушать Хаву, а она могла и не поддаться — но поддалась. Выбор был в ее руках. Да, искушение было сильнейшим. Но такова логика движения к совершенству: чем ближе к вершине, к счастливому концу, тем круче подъем, тем сильнее сопротивление. Идеал и совершенство должны быть заработаны тяжким трудом.
По этой причине Б-г и еврейскому народу в пустыне позволил создать тельца, и разведчикам — совершить свой грех: тогда тоже окончательное исправление мира было близко, но оно может быть достигнуто сознательным выбором и преодолением трудных испытаний. Шанс его достигнуть предоставлялся много раз в течение истории, но каждый раз был сделан иной выбор. Во всех подобных случаях можно задать Ваш вопрос, и ответ будет тем же.
Что же касается конкретно выборов во Франции, то, на мой взгляд, не так все просто.
Победа Ле Пен запустила бы механизм развала ЕС?
Так все считали и прогнозировали. Но история, особенно ближайшая, свидетельствует о том, что подобные прогнозы часто не сбываются. Ле Пен не без оснований сравнивали с Трампом (который тоже победил вопреки всем прогнозам). И если бы она победила, с ней, вполне вероятно, произошло бы то же, что и с ним: вся остальная элита ее бы не приняла, повела бы против нее смертельную борьбу, пытаясь парализовать ее действия. В бесконечной череде обвинений, скандалов и т.д. попыток утопить она была бы занята не столько обещанными радикальными преобразованиями (любой шаг в направлении которых был бы расценен как подтверждение ее «фашизма»), сколько элементарным политическим выживанием. (Хотя мы еще не досмотрели это шоу с Трампом).
Другое дело, что в Америке, так или иначе, наступил политический балаган, что угрожает ее стабильности и адекватности, а это опасно и для нее самой, и для мира, который сильно от нее зависит. Англия тоже в результате брекзита заметалась, и будущее — как ее, так и общеевропейское — представляется неопределенным. Избрание Ле Пен имело бы аналогичный эффект.
Привело бы это к приходу Машиаха?
Кто знает? Да, предсказано, что перед приходом Машиаха будут большие потрясения. Но какие именно и как быстро они приведут к его приходу предсказать невозможно. Зато сами по себе потрясения, не дай Б-г, чреваты большой кровью — в том числе и еврейской.
Возьмем события столетней давности. Первая мировая война в свое время положила конец долгой эпохе относительной стабильности в Европе и с точки зрения современных историков была безумием. Но один из ее результатов — получение евреями возможности возращения в Землю Израиля. Ее тогда отвоевала у Турции Англия и на том этапе дала евреям шанс. А в результате Второй мировой войны уже сама Англия, хотя и была в числе победительниц, утратила силы, необходимые для дальнейшего господства над колониями, и так евреям был дан шанс еще более массового возвращения на родину.
В то же время известно, чего стоили евреям эти мировые войны. Уже Первая была для них большим бедствием. В Восточной Европе в связи с боевыми действиями и изменением границ многим пришлось бежать, срываться с насиженных мест, их жизнь была дестабилизирована, цельность общин нарушена. В России в результате революции религия вовсе оказалась под запретом. На Украине были ужасающие погромы (которыми с удовольствием занимались и белые, и, в меньших масштабах, красные буденновцы, и разнообразные петлюровцы с махновцами), масштаб которых сегодня не так впечатляет только из-за сравнения с Холокостом. На общины Земли Израиля, зависевшие от зарубежного финансирования, обрушились голод и эпидемии. Ну, а Вторая мировая война и вовсе стала Холокостом.
Так что дестабилизация Европы, даже если и ведет к концу изгнания и приходу Машиаха, то необязательно сразу, а в краткосрочной перспективе гораздо более вероятно осложнение жизни для евреев — и не только для них, а то и вовсе угроза существованию. Вы спрашиваете: «Неужели всем так хорошо живется в этом мире?» Жизнь — не то чтобы идеальная, но определенно лучше той, что была во время последних потрясений в Европе. И желать дестабилизации Европы, распада ЕС и т. д. — это, на мой взгляд, немного по-ленински: «Чем хуже, тем лучше». Именно так Ленин смотрел на Первую мировую войну, потирая руки: война приведет к обрушению старого мира и расчистит место для строительства коммунизма и движения к светлому будущему. Вот только его совершенно не волновало, какой ценой все это будет достигнуто и сколько крови будет пролито.
А нас, евреев, должно волновать, тем более, что опыт уже есть. И еще задолго до катаклизмов 20 века мудрецы сказали: молитесь за мир и благополучие царства, в котором живете (Авот 3:2). Что евреи и делают с тех пор в каждой стране пребывания. Да, все мы ждем прихода Машиаха и молимся об этом. Но как именно Б-г его приведет и какими событиями подготовит его приход — это Его дело. А наше — прежде всего, стремиться прожить как можно более продуктивную и праведную жизнь в настоящем, а также произвести достойное потомство, которое, как мы надеемся, выживет и продолжит цепочку нашей Традиции. Все это гораздо более осуществимо в условиях мира и стабильности в странах нашего пребывания. Так что будем молиться и об этом, и о приходе Машиаха, а Б-г уже решит, как все устроить наилучшим образом.
С уважением, Меир Мучник
Журнал «Мир Торы»
Йонатан Бен Узиэль не смог завершить свой труд и оставить нам свой перевод Ктувим. Почему? Потому что часть его сочинений не может стать всеобщим достоянием. Ведь они содержат книгу Даниэля, пророческие видения которого раскрывают время наступления и протекание мессианских времён. Значит бат коль (глас небес), как говорит нам Талмуд, сообщил Йонатану: « Дайеха! Остановись!»
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Ашер Кушнир
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
С. Бернфельд
Въезд в Медину, второй по святости город мусульман, запрещён как евреям, так и христианам
Рав Овадья Климовский
Кто из них царь, а кто — страна?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его