Темы: Рав Реувен Куклин, Сотворение мира, Свобода выбора, Древо Познания
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Объясните, пожалуйста, одно сложное место в главе Берешит, где сказано о том, что земля не исполнила приказ Творца и произвела вместо съедобного дерева и плода только съедобный плод. За это она потом была проклята после того, как был проклят Адам из-за своего греха. Как следует понимать это место, ведь у земли нет свободы выбора и, как следствие, нет ецер ара? Как в таком случае она могла ослушаться и позже быть наказанной? Один из ответов, который мне сказали, поясняет, что речь идет об ангеле, отвечающем за землю. Но ведь у ангелов тоже нет свободы выбора… С благодарностью услышу от вас более понятный комментарий. Спасибо! С уважением, Арье
Уважаемый реб Арье,
Вы задаёте верный вопрос.
Маараль в книге Гур Арье утверждает, что, несомненно, здесь невозможно понять слова мудрецов в соответствии с их простым смыслом — что земля совершила грех. Как и во многих других местах, здесь слова мудрецов — всего лишь «притча», которая скрывает огромную глубину (подробнее об этом см. «Мидраш шутит?»).
Постараюсь привести вкратце объяснение Маараля.
В начале своего объяснения Маараль приводит стих из Тэилим (115, 16): «Небеса — Б-гу, а землю дал (Творец) человеку». В этом стихе, говорит Маараль, «Небеса», олицетворяющие возвышенность, духовность, противопоставлены «земле», олицетворяющей низменность и материальность. Духовность обычно связана с совершенством, а природа материальности — причинять недостаток, дефект. Так Маараль объясняет стих из книги Коэлет (7, 20): «Ибо нет такого праведника на земле, который творил бы благо и не погрешил бы». Из выражения «праведник на земле» ясно, почему человек не может быть абсолютно совершенным: ведь он живёт на земле, находится в материальном мире, который обязательно в какой-то мере повредит непорочности праведника.
На это свойство земли порождать несовершенство «намекают» мудрецы, говоря, что земля не выполнила волю Творца. Из-за этого несовершенства земля, «как бы», не смогла выполнить приказ Всевышнего и произрастить совершенные деревья, которые одновременно были бы и плодами.
Поэтому и сущность плода дерева «познания зла и добра», выращенного материальной землёй, была — порождать низменные стремления. Поэтому когда Адам не устоял в испытании и отведал этот плод, проклят был не только он, но и то, что послужило его падению, т.е. земля.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Появление животных
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Натан Агрес
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Реувен Куклин
Рав Овадья Климовский
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ