Темы: Провидение, Свобода выбора, Рав Эльяким Залкинд, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, глубокоуважаемые мудрецы! Вопрос состоит из двух частей:
Как я поняла, человек играет свою роль, расписанную от рождения до смерти, и его выбор состоит только в том, что он может принимать происходящее как власть Всевышнего или противиться Ему. Тогда человеку не нужно ничего предпринимать от себя, ведь даже кажущееся его желанием стремление выполнить волю Творца, благословен Он, тоже не его, а входит в сценарий, ведь так? У меня руки опускаются теперь, если честно.
И вторая часть: почему страдают животные, ведь согрешил человек, это часть проклятия Земли? Если Творец это Добро, то почему Он допускает и принимает страдания в таком объеме, просто огромном, со стороны нечеловеческой части творения? Спасибо большое, если найдете время ответить мне. Екатерина
Уважаемая Екатерина,
Не знаем, что привело Вас к выводу о том, что выбор человека заключается лишь в реакции на происходящее. Возможно, в каких-то статьях, уроках или ответах было что-то недостаточно ясно сформулировано. Разумеется, и в этом тоже работа человека — как понять и принять происходящее не по его воле, суметь увидеть во всём Провидение Всевышнего. Но, безусловно, существует и выбор в действиях, поведении, в построении своей жизни.
Так, нам даны заповеди — выполнить предписания и не нарушить запретов — в делах, словах, мыслях, формировании эмоций и личных качеств. И все это в руках человека, зависит от его выбора, отдано на его усмотрение. Иначе как можно было бы предписывать что-то? И как были бы возможны награда и наказание за действия человека? А ведь воздаяние за всё — один из основных законов, заложенных в Творении.
Но человек выбирает сам. Сказать доброе слово или промолчать. Помочь другому или пройти мимо. Быть благодарным за помощь или скорее забыть. Обратиться к Творцу с просьбой, молитвой, благодарностью или воздержаться от этого. Вообще — работать над собой или нет. И даже просто: обмануть или нет, украсть или нет, соблюдать кашрут или нет. И так далее — несчетное число ситуаций выбора: ежеминутного, ежедневного или на «перекрестке дорог», или выбора, от которого будет зависеть вся жизнь.
Так нам сказано в Письменной и Устной Торе: выбор собственных действий, слов, мыслей зависит от человека, а не установлен Свыше.
Вот несколько цитат из труда Рамбама (Мишне Тора, Законы раскаяния, гл. 5): «Право дано каждому человеку: если захочет — обратиться на добрый путь и быть праведным, а если захочет — отклониться на порочный путь и быть злодеем. Это в его руках… Пусть не будет в твоих мыслях того, что говорят неразумные: что Святой, благословен Он, выносит постановление о человеке с самого его сотворения — быть ему праведником или злодеем. Это не так. Но каждый человек может быть праведным, как наш учитель Моше, или злодеем, как Йаровам… И нет ни того, кто принудит его, ни того, кто постановит о нем, ни того, кто потянет его на один из этих двух путей. Но он сам по своему разумению обращается на путь, который пожелает. Это то, что говорит Ирмеяу (Эйха 3, 38): “Не из уст Всевышнего исходят бедствия и благо”… И этот принцип — великий принцип и столп Торы и Заповеди. Как сказано (Дварим 30, 15): “Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло…”, и сказано (Дварим 11, 26): “Я предлагаю вам ныне благословение и проклятие…” — то есть: право в ваших руках… (А иначе как бы Всевышний) заповедовал нам через пророков: делай так и не делай иначе, исправьте свои пути и не идите за своим злом?.. Как была бы возможна вся Тора? И по какому правосудию взыскивалось бы со злодея и воздавалась награда праведному? Разве Судья всей земли не совершит правосудия? (Берешит 18, 25)»
Потому не стоит волноваться, выбор в руках человека — что совершить. Но только Творец мира, любящий нас, Свои творения, говорит нам: «предложил Я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло… и выбери жизнь…» (продолжение стиха Дварим 30, 15) — как советуют любимым детям: поступайте правильно, и это будет жизнь...
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Менахем Эпель
О каждой из пяти частей души
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Яков Шуб
Есть ли в Торе понятие «приватной», конфиденциальной информации?
Рав Эльяким Залкинд
Ведь светил тогда еще не было!
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его