Темы: Провидение, Наказание, Предназначение, Свобода выбора, Грех, Зло, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый Раввин! Все мы знаем, что помимо средних людей, нормальных людей, праведных людей и т.д. есть люди не просто грешники, а аномально морально неустойчивые с искаженным восприятием мира, аномально злые, таящие ненависть ко всему окружению, вечно таящие обиду на весь мир и сеющие зло. Вопрос: для чего создаются такие люди? Татьяна
Уважаемая, Татьяна!
Каждый человек создан с двоякой целью. Во-первых, совершенствовать свою душу: развивать достоинства и справляться с недостатками. А во-вторых, сыграть какую-то роль в окружающем его обществе.
Люди, которых Вы называете «нормальными» и «праведными», представляются Вам таковыми потому, что в обществе они вроде бы играют положительную роль: делают что-то полезное, приятны в общении. Но, с другой стороны, никто не знает, что у них внутри. У каждого человека есть свои проблемы, обиды, комплексы. Просто большинству людей обычно удается держать это при себе, а у некоторых «выплескивается». Но борьба идет внутри каждого человека. Ибо Б-г пожелал, чтобы Ему служил целый спектр людей, каждый на своем уровне. Поэтому Он наделил каждого специфическими именно для этого человека достоинствами и недостатками и поставил каждого в специфические обстоятельства, где ему дана возможность совершать правильные действия, а также соблазн совершать неправильные.
И каждого Б-г судит в соответствии с его уровнем. Моше Рабейну, великий праведник, посвятивший всю жизнь служению еврейскому народу, был строго наказан Всевышним за легкое раздражение на показавшиеся ему несправедливыми жалобы. Для человека такого уровня это было серьезным «нарушением». С другой стороны, даже уголовники живут по своим понятиям добра и зла и, на своем уровне, могут сделать что-то хорошее. Даже у маньяка может проснуться какое-то подобие совести или жалости, и он решит пощадить очередную жертву, или хотя бы не так жестоко ее мучить. Для него это может быть большим духовным достижением. Так что таким людям Б-г тоже дал определенную цель, и только Он может судить о том, насколько успешно они справились.
Но почему другие должны от них страдать?
Это уже вопрос их роли в обществе. На первый взгляд, она действительно может показаться «отрицательной». Так ли это?
Прежде всего, отрицательные роли тоже нужны. Мир в целом весьма неидеален, в нем есть и злые люди, и болезни, и стихийные бедствия, и техногенные и иные катастрофы. Или просто дефицит необходимого. Почему Б-г создал мир таким? Потому что цель человека — поступать правильно, совершенствуя себя и мир. А это значит — бороться с каким-то злом или устранять какие-то недостатки. Если присмотреться, такова цель практически всех человеческих занятий и профессий. Полицейские борются с преступностью, врачи — с болезнями, учителя — с необразованностью, строители — с нехваткой жилья и т.д. Если бы в мире уже все было идеально, у людей не было бы возможности делать добро и становиться праведными. Так сказал (Бава Батра 10а) раби Акива: бедняки созданы для того, чтобы мы имели возможность им помогать.
Вот и роль обсуждаемых нами людей в обществе — дать возможность окружающим бороться со злом, которое те собой представляют. Других людей от них спасать, защищать, беречь. А их — останавливать, если нет выбора, то силой. А по возможности — «спасать их от самих себя», стремиться «достучаться» до их души и помочь им улучшиться. Разжечь искру добра, которая таится в каждом человеке (кроме патологических случаев). У некоторых из этих людей действительно есть причины для озлобления и обиды на жизнь, их надо постараться понять. Для этого требуется особая чуткость и сила, и тем, кто ими обладает, представляется возможность их проявить и, таким образом, выполнить свою задачу и достичь совершенства.
Если в какой-то ситуации на такого человека невозможно воздействовать или от него невозможно спастись, не исключено, что он — орудие Б-га для наказания других людей, нечто подобное стихийному бедствию. В таком случае тот вред, который не удалось предотвратить, надо принимать со смирением — как наказание за грехи или искупление.
Или — как тренинг, испытание терпения: он меня оскорбил — а я не отвечу, хотя очень хочется ему врезать или хотя бы эффектно парировать! Мудрецы говорят о том, насколько высок уровень людей, которые «слышат оскорбления в свой адрес, но сами не отвечают оскорблениями; слышат, как их поносят, но в ответ молчат». Но если бы не было тех, кто оскорбляет и поносит, не могло бы быть и тех, кто в ответ молчит.
Наконец, иногда жизнь делает такие резкие повороты, что осуществить их могут только люди подобного сорта. Например, трудно не назвать деятельность Гитлера или Сталина злом и не представить себе, что на том свете Всевышний поместил обоих в ад. (Хотя даже здесь — только Он может судить). Но невозможно также сказать, что эти два человека были созданы зря. Ужасы Холокоста относятся к той же категории, что и стихийные бедствия: их надо воспринимать как наказание, искупление, испытание и т.д. Но очевидно и то, что в результате завершил свое существование старый еврейский мир в Европе и был дан импульс к построению нового еврейского мира с центрами в Израиле и в Америке. Это другой мир, с другим характером и другой ролью, который явно появился по Воле Б-га. Можно ли было перейти от одного мира к другому менее болезненным путем? Кто знает. На практике переход был осуществлен посредством Холокоста, и в этом неизбежно сыграл роль Гитлер. А без Сталина невозможно было в конечном счете одолеть Гитлера. Это вообще известный принцип: часто одного преступника можно нейтрализовать только руками другого преступника. Лично преступников все это не оправдывает, ибо у них были явно иные мотивы. Но понятно, зачем таких людей создал Б-г: чтобы использовать как бич для наказания и как рычаг для осуществления необходимых поворотов сюжета жизни или поддержания баланса. Так что — никто не создан зря.
В то же время существует принцип: грязную работу «поручают» грязным людям. Поэтому, конечно, нам стоит молиться Б-гу, чтобы давал нам максимально положительные роли в Своем сценарии жизни. И всячески стараться самим быть как можно более чистыми, чтобы удостоиться соответствующих нашему состоянию ролей.
В чем и желаю Вам успехов!
С уважением, Меир Мучник
Читайте также: тема Добро и Зло
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?