Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ибн Эзра, Тора и наука, Философия, Испания, Рав Александр Кац, Астрономия, Еврейская поэзия, Путешествия, Англия, Комментарий
Раби Авраам Ибн Эзра (ок. 4852-4927 /ок.1092-1167/ гг.) — выдающийся комментатор Писания, философ, астроном, поэт и исследователь языка Торы.
Родился в г. Толедо, столице Кастилии.
Получил энциклопедическое образование, которое пополнял в течение всей жизни. Уже в молодые годы приобрел поэтическую известность. Пытался зарабатывать на жизнь астрологическими прогнозами, но удача не сопутствовала ему.
В одном из стихотворений Ибн Эзра сетовал на то, что при его рождении «звезды вступили в заговор», и поэтому он не в состоянии преуспеть ни в каких делах. Гиперболизируя свое фатальное невезение, поэт говорил: «Если бы я торговал свечами, то солнце не заходило бы до конца моих дней, а если бы я торговал саванами, то люди перестали бы умирать». Эти строки Ибн Эзры стали пословицей.
Близкая дружба связывала Ибн Эзру с величайшим поэтом «золотого века», автором книги Кузари р. Йеудой Алеви (см.), который был почти на двадцать лет старше. Р. Йеуда Алеви стал основным наставником Ибн Эзры не только в поэтическом мастерстве, но и в постижении мудрости Торы: в своих знаменитых комментариях на Тору, созданных уже после смерти р. Йеуды Алеви, Ибн Эзра многократно ссылается на его мнения.
В течение ряда лет Ибн Эзра сопровождал своего наставника в его вынужденных странствиях по Испании и Северной Африке. По свидетельству ряда хронистов, он взял в жены единственную дочь р. Йеуды Алеви (см. Седер адорот).
В 4900 /1140/ году, когда р. Йеуда Алеви отправился в свое последнее путешествие на Святую Землю, Ибн Эзра также навсегда покинул Испанию. Несколько лет он провел в Италии, преподавая в ешиве г. Рима — его уроки собирали множество слушателей, приезжавших из разных стран. В этот период Ибн Эзра начал работу над своими комментариями: основное внимание он уделял точному пониманию пшата (прямого смысла стихов Торы) и грамматическому анализу сложных форм. Комментарии писались на святом языке и, не требуя перевода, были доступны знатокам Торы во всей диаспоре.
Как известно из упоминания даты в одной из книг Ибн Эзры, в 4906 /1146/ году он был еще в Риме, — в последующие годы он переселяется во Францию, а затем — в Англию.
Особенно горячий прием ожидал его среди знатоков Торы Франции, где его комментарии вызвали большой интерес, — и поэтому работа более всего продвинулась именно в период его пребывания во Франции.
В г. Труа Ибн Эзра сблизился с внуком великого Раши рабейну Тамом (см.) — общепризнанным главою мудрецов Франции. Следы их совместных исследований сохранились в Тосафот (Рош ашана 13а, Кидушин 37б), где приводится фрагмент их дискуссии, связанной с наиболее точным пониманием слов Торы.
В Англии Ибн Эзра столкнулся с общиной евреев, оторванных от традиции: например, многие из них были убеждены, что еврейский шабат начинается не с вечера, а с утра — так же, как и праздничные дни неевреев. Специально для этой общины Ибн Эзра написал свое знаменитое исследование Игерет шабат, в котором разъясняется, почему еврейские сутки, в том числе и сутки святого шабата, начинаются с вечера. Эта книга увидела свет в Лондоне, в 10-ый день месяца тевета 4919 /1159/ года.
Последние годы жизни Ибн Эзра провел на востоке: он побывал в Египте, где встречался с великим мыслителем и врачом Рамбамом (см.), затем совершил паломничество в Землю Израиля, посетил Ирак, Персию и добрался до Индии (Праким бетолдот Исраэль).
Во время всех этих странствий Ибн Эзра продолжал свой основной труд — он прокомментировал не только все Пятикнижие, но и почти все книги Танаха. Вместе с тем, переезжая из страны в страну, он создал более ста трактатов по многим областям знания, в которых считался выдающимся знатоком, — именно гонорары за эти книги были основным источником существования его семьи.
В двух своих наиболее значительных философских трактатах — Йесод мора и Сефер Ашем — Ибн Эзра попытался творчески использовать идеи неоплатоников для углубленной интерпретации еврейских духовных ценностей. Эти его книги развивали то направление в еврейской мысли «золотого века», которое было заявлено трактатом р. Шломо Ибн Габироля (см.) «Источник жизни».
В трактатах, посвященных языку Торы, — Меазней лашон акадош, Сафа брура и многих других, Ибн Эзра обобщает и систематизирует открытия исследователей предыдущего поколения, создавая цельную систему грамматики еврейского языка.
Из целого ряда его книг по математике наибольшей известностью пользовалась Сефер амиспар, а среди исследований по астрономии и астрологии — трактаты Сефер аибур и Таамей алухот.
На протяжении всей жизни Ибн Эзра создавал стихотворения и песни, многие из которых стали знаменитыми, а впоследствии были включены в молитвенники и праздничных махзоры. Две его песни традиционно исполняются во время субботних трапез: вечером — проникновенный гимн Либи увсари (Мое сердце и моя плоть воспевают Б-га Живого), а утром — пиютКи эшмера шабат («Если я буду хранить шабат, Г-сподь будет хранить меня»).
В одном из стихотворений Ибн Эзра говорит об особенностях, отличающих еврейскую поэзию от всех прочих. Он пишет: «Арабы слагают песни о любовной неге, потомки Эдома — о битвах и доблестных рыцарях, …поэзия индусов полна загадок и притч, но лишь евреи воспевают славу Творца Вселенной».
На закате дней Ибн Эзра решил вернуться на землю, где прошла его молодость. В первый день месяца адара 4927 /1167/ года он скончался в возрасте семидесяти пяти лет — на границе между Наваррой и Кастилией, страной своего рождения.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.