Темы: Дурное начало, Соблазн, Материя, Свобода выбора, Змей, Эльяким Залкинд, Ангел
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые равы. Расскажите, пожалуйста, вкратце о падших ангелах. На вашем сайте нашел информацию только о Самаэле, оседлавшем змея и искусившем Хаву, а также об Азе и Азаэле, соблазнившихся на дочерей земных. Говорит ли традиция еще о каких-либо падших ангелах, бунтующих против Всесильного? Если да, то о каком примерно количестве ангелов идет речь и в чем причина их падения? Спасибо.
Здравствуйте,
Насколько нам известно, падших ангелов было только два, их имена Вы упомянули: А-за и А-заэль. (Первого из них называют иногда и другим именем, см. комментарий Раши к главе Шлах (Бемидбар 13, 33).
В чем была причина их падения, и в чем оно заключалось? Мидраш рассказывает (см. Мидраш Рабба, Берешит 8, 6), что когда Всевышний хотел создать человека, Он спросил согласия у ангелов, которые уже были созданы к тому времени. Состояние всего мироздания, в том числе и ангелов, ставилось в зависимость от деяний человека, поэтому Творец и обратился к ним. Часть ангелов ответила утвердительно, но часть возражала, восклицая: «Что есть человек, чтобы Ты помнил его…» (см. Тэилим 8, 5). Ведь, хотя душа человека — из высших миров, тело его из нижнего, затемнённого мира. И очень легко ему ошибиться, причинить миру вред и нарушить волю Твою. И так он разрушит сотворённый Тобой мир и помешает раскрыться Славе Твоей. Пусть существуют только творения небесные, ангелы и все созданные Тобой высшие силы, и раскрой на Небесах величие Твоё. Ответил Всевышний: если нет человека, зачем нужны все творения, созданные Мной? С чем это можно сравнить? У царя — великолепный дворец, наполненный всевозможными яствами, приготовленными для многочисленных гостей, но гости не приходят к нему. Для чего царю всё это? (То есть: истинная цель творения связана с человеком, и несравнима глубина замысла о человеке и его сущность с сущностью ангелов, постижение Моего величия человеком с постижением ангелов). Ответили ангелы: поступай по воле Твоей.
Однако два ангела продолжали возражать: ведь пострадает Слава Всевышнего, если согрешит человек и разрушит миры. Сказал Всевышний: если кажется вам, что должно раскрыть Славу Мою только среди ангелов, что вы выше человека и нет нужды в нём, попробуйте с ним состязаться. Но так как у него есть тело и он не может подняться к вам, придётся вам спуститься в нижний мир. Попробуйте доказать там ваше преимущество. Создал Всевышний человека, а позже, во времена поколения Потопа, спустились эти два ангела в мир. Но чтобы существовать в этом мире, должны они были при спуске своём облечься в тела, созданные из стихий этого мира. Тела же затемняют постижение. Так ошиблись ангелы и лишь умножили зло этого мира. После этого поместил Всевышний их до конца времен в место, называемое «Горы тьмы», и стали они знаком несостоятельности того мнения, которое защищали. Таково, очень кратко, это повествование, скрывающее за образностью и простотой формы глубокий смысл.
Что же касается третьего ангела, которого Вы упомянули, Са-ма-эля, он не называется падшим, хотя можно найти в книгах упоминание о его «противоборстве». Попробуем объяснить это, тогда прояснится и сказанное выше.
Как мы упомянули, ангелы являются творением Всевышнего. И каждый из них создан для определенной миссии, чтобы быть слугой, посланником Творца. Один из ангелов был создан для сложной миссии, заключающейся в следующем. Как упоминалось, главное творение — человек. И Творец дал ему самую глубокую и самую желанную для него цель. Но чтобы удостоиться достичь её, должен человек пройти множество испытаний. А именно: выбирать между истиной и ложью, добром и злом, справедливостью и искажением её, светом и тьмой и т.д. Не раз, не два, а в течение всей жизни. Нет счета числу и уровням испытаний. И если примет настоящее решение, соответствующее истине и глубине сути своей — как творения Всевышнего, ищущего своего Творца, — он поднимется на новый уровень и приблизится к своей цели и своему Источнику.
Однако, «объекты выбора» должны быть равновесны, и должна существовать возможность выбрать неверно, изменить истине, соблазниться. И для того, чтобы представлять сторону искушения, и был создан этот ангел. Он соблазняет выбрать ложь и удалиться от своей человеческой сути, он же потом предстаёт перед Всевышним и обвиняет, он же, когда приходит срок или переполняется чаша, забирает душу испытуемого.
Однако ангел этот — по-прежнему слуга Творца. С чем это можно сравнить? Царь, который хотел испытать силу и верность своего сына, чтобы вознаградить его по заслугам, доверить важный пост, послал его в путь с поручением. И поручил также одному из слуг идти следом и испытывать сына, пытаясь увести его от исполнения цели. Если устоит сын, оба получат награду, приготовленную для них, — и сын, и слуга. Но даже если не устоит сын и задержится надолго в пути, прежде чем осознает своё назначение, даже тогда слуга получит награду. Ибо выполнил, как приказано, свою службу.
Таково было назначение этого ангела. И таково было испытание первого человека «злым» ангелом, который предстал змеем, соблазнившим съесть запрещённый плод и нарушить заповедь Творца. Если бы человек устоял, он поднял бы себя и весь мир до невиданной прежде близости к Творцу. Но поскольку он не устоял, он разрушил мир и удлинил свой путь к Творцу на тысячи лет.
Однако, как мы сказали, в книгах иногда упоминается, что этот ангел вступил в «противоборство», «восстал». А именно, получив в своё распоряжение после сокрушения человека все силы тьмы, проявившиеся в опустившемся из-за нарушения мире, этот ангел «самостоятельно» принял миссию противоборствовать всему добру и служению. Ведь удалось ему отдалить человека от цели и воли Творца — т.е. как бы помешать достижению цели Творения. Как будто он «самостоятельная» сила, способная «противоборствовать» Творцу, «нарушать» Его волю. Об этом сказано: увидев успех, отказался он от подчинения.
Однако нетрудно понять, что эта роль «восстающего» — часть его служения. Так как для того, чтобы объекты выбора представлялись равноценными, сторона зла должна выглядеть самостоятельной и независимой. Но выглядит она так, разумеется, только по замыслу Творца. Так как все силы и все замыслы в Его руках, созданы Им и существуют в каждое мгновение только по Его воле.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Ашер Кушнир
Что лучше: быть в постоянной злобе или снять сексуальное напряжение?
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Ашер Кушнир
У меня вопрос немного странный, но очень тревожный…
Рав Натан Агрес
Почему подножия были сделаны из серебра?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Ведь они являются проявлением воли Творца.
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его