Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем именно человек подобен Б-гу? Если даром речи, то ведь и у животных есть коммуникация!

Темы: Разум, Речь, Предназначение, Свобода выбора, Рав Меир Мучник, Животные, Самосовершенствование

Отложить Отложено

В Торе написано, что Б-г создал человека «по Своему образу и подобию». В чем именно это заключается? В том, что человек обладает даром речи? Если да, то что можно сказать в свете современных открытий о поведении животных и коммуникации между ними?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Что такое «образ и подобие» Б-га, существует, конечно, множество толкований.

Речь и разум?

Но о том, что это дар речи, скорее всего, комментаторы не говорят.

Простое доказательство: согласно многим комментариям (Ибн-Эзра, Рабейну Бахье, Мальбим), рассказ Торы о том, что с Хавой говорил змей (Берешит 3:1), следует понимать буквально: изначально змей обладал даром речи и только потом, спровоцировав человека совершить грех, утратил его.

Но вряд ли кто-то скажет, что изначально змей тоже был создан «по образу и подобию Б-га». Значит, не в даре речи дело. А также — не в разуме, которым змей тоже, согласно этим комментариям, обладал. Поэтому и современные данные об интеллекте и коммуникации животных дела не меняют.

Кстати, рав Шимшон-Рефаэль Гирш и Мальбим указывают: Б-г сказал змею: «Проклят ты больше, чем все [домашние и дикие] животные». Отсюда следует, что и другие животные были прокляты, хотя они, вроде, не были «виноваты» в том, что человек согрешил. Т. к. в результате греха человека опустился не только он сам, но и все мироздание. Значит, до греха не только змей, но и другие животные были на ином уровне, чем сейчас, более высоком. И, тем не менее, по образу и подобию Б-га был создан только человек.

В чем же тогда дело?

Центральность, универсальность и свобода выбора

Вот как это представляется в соответствии с комментарием Мальбима:

Б-г «централен» и всеобъемлющ. Он — Источник всех составляющих и сил созданного Им мира. Они как бы «расположены вокруг» Центра, каждая — на своем «радиусе», который ее связывает с Центром и по которому она получает питание от своего Источника.

(Мудрецы используют такую метафору: в будущем Б-г устроит хоровод праведников, а Сам будет сидеть среди них, и каждый будет указывать на него: «Вот наш Б-г!» — Таанит 31а. Ведь у каждого человека свой уникальный характер и свой подход к служению Б-гу, свой путь к Нему, и каждый видит Центральную Истину со своей точки зрения. Поэтому разные колена Израиля располагались по разные стороны центрального Мишкана).

И человек находится как бы в центре по отношению к животному миру: каждое животное обладает тем или иным свойством и характером, определяющим его поведение, а в человеке есть все эти силы и качества. Мудрецы говорят: когда Адам давал имена всем животным (Берешит 2:19), он не просто их придумывал — он подобрал сочетания знаков, отражающие истинную сущность каждого животного. Ибо каждое из них обладало свойством, в котором Адам увидел частицу самого себя. Так он смог «установить связь» с животным, проникнуться им и постичь его сущность.

В особенности, надо полагать, это было очевидно до того, как весь мир деградировал в результате греха Адама: тогда, как сказано, весь животный мир был другим, более чистым и возвышенным. В частности, тогда среди животных не было хищников — к этому состоянию они вернутся в будущем, как пророчествует Йешаяу (11:6): «И волк будет жить вместе с ягненком…» (см. комментарий Рамбана к Ваикра 26:6).

В том изначальном состоянии животные были не только более чистыми, они были также ближе к человеку: змей вообще был «человекообразным»: и разумным, и говорящим, самым близким «другом человека», а не самым заклятым врагом; но и другие животные были в большей степени «друзьями». Ведь в принципе все они были созданы, чтобы служить человеку, и тогда это проявлялось в том, что у каждого было свое качество, свой тип «услуги», которое это животное могло предоставить. Находясь в Эденском саду, все они в буквальном смысле «окружали» человека и каждое было готово «услужить» по-своему.

Согласно этому объяснению, подобие человека Всевышнему, скорее, в том, что человек обладает свободой выбора. Ведь эта свобода на самом деле не зависит от разума или дара речи.

Она означает способность отвергать то, что хочется, в пользу того, что надо. Для этого необходимо не только понимать разумом, что так надо, но и обладать силой воли и уметь себя заставить. Иначе можно все понимать, но, тем не менее, быть не в состоянии себя преодолеть.

Так вот, каждое животное из тех, что окружают человека, имеет один определенный характер, свои черты и инстинкты; они неизменны, и животное просто им следует. Любое качество, доведенное до крайности, становится отрицательным, но у животного есть «встроенный механизм», который останавливает его тогда, когда дальнейшее проявление качества уже не будет полезным.

У человека же, в отличие от животного, отсутствуют такие «автоматические тормоза». Он может увлечься и зайти дальше, чем на самом деле надо. И здесь он должен сделать выбор: принять решение, когда остановиться, и — заставить себя остановиться.

А сделать он это может потому, что обладает разными качествами, из которых многие противоположны друг другу и могут друг друга уравновешивать. Поэтому он может решать, когда и как использовать каждое из них и как с их помощью найти правильный баланс. Когда проявление одного качества заходит в крайность, человек может решить, что пора проявить другое, и вовремя остановиться. Не надо становиться слишком строгим — нужна и любовь. Но и слишком много позволять себе и другим тоже не надо — нужна и дисциплина. Не надо слишком много смеяться — спокойно, посерьезнее. Но не слишком хмуриться — можно и разрядить атмосферу шуткой. И так далее. Человек находится «в водительском кресле»: ему дано решать, как использовать и разных животных, окружающих его, и разных «животных» внутри него самого.

Животное «оседлано» и ВЕДОМО своими качествами, эти качества «решают», когда и что ему делать. А человек должен быть «наездником» и ВЕСТИ СЕБЯ подобающе, он должен решать, когда начинать заниматься чем-либо, а когда заканчивать и переходить к другому занятию. В его руках бразды правления, и инициатива должна принадлежать ему.

И в этом человек подобен Б-гу: Б-г не ведом другими силами, а ведет их, инициатива принадлежит Ему. Он решает, когда и как проявлять Свои Атрибуты в созданном Им мире и поддерживать необходимый баланс.

Стремление к добру

А вот как объясняет подобие человека Б-гу рав Шимшон-Рефаэль Гирш. Б-г — само добро, истина и справедливость, любовь и милосердие. И Он создал человека подобным Себе, чтобы тот был Его представителем на этой земле. Поэтому в человеке заложено естественное чувство истины и справедливости, добра и милосердия и неприятие зла и лжи. Чтобы, руководствуясь этими чувствами, человек совершенствовал мир: любил людей и помогал им, делал добро и искоренял зло. Поэтому, когда человек видит зло и несправедливость, у него естественным образом закипает кровь и появляется жгучее желание изменить ситуацию.

А также — человеку поручена миссия совершенствовать самого себя. Поэтому, если в нем самом что-либо противоречит принципам добра и справедливости, совесть его начинает мучить и требовать изменить положение дел. Рав Гирш так говорит о подобии человека Б-гу: «Ничто в человеке не должно противоречить Б-жественным атрибутам: истине и любви, справедливости и святости. Человек не может быть равным Б-гу, но может быть подобным».

Не противоречат ли эти два объяснения друг другу? Ведь, согласно первому, человек подобен Б-гу тем, что может РЕШАТЬ, что делать: даже если не хочется делать то, что надо, и приходится себя заставлять. Согласно же второму, человек подобен Б-гу тем, что ему естественным образом ХОЧЕТСЯ делать то, что надо. Да, обычно наблюдается и то, и другое: человек стоит «за все хорошее», но в то же время его слабости мешают ему всегда поступать достойно на практике и приходится себя заставлять. Но все-таки что из этого считается подобием человека Б-гу: то, что хочет хорошего, или то, что заставляет себя поступать хорошо?

То самое выражение лица

Представляется, что совмещение того и другого. Ведь бесконечно заставлять себя делать то, что действительно не хочется, очень трудно, так человек сломается и махнет рукой. Если человек каждый раз силой удерживает себя от воровства или убийства, то он на самом деле потенциальный вор или убийца. Это не человек, обладающий свободой выбора, а злая собака на цепи — а если сорвется?..

Поэтому речь скорее о том, чтобы человек работал над своим характером так, чтобы, в конечном счете, правильный выбор был для него естественным — как для Б-га. Не просто решать, когда использовать какое качество, жонглируя ими, как машина, а развивать их так, чтобы в каждой ситуации ему естественным образом хотелось использовать именно то качество, которое в ней уместно, и правильно себя вести.

Ведь «образ» и «подобие» — это не столько то, что человек делает, сколько то, как он выглядит. Еще до того, как он что-либо сделал, можно получить о нем представление по его облику, по выражению его лица. Лицо человека, созданного по образу и подобию Б-га, выражает настрой поступать достойно и справедливо: и желание это сделать, и решимость преодолеть себя и все остальные препятствия, которые возникнут на пути. Всем нам известно это выражение лица — вот это и есть «образ и подобие Б-га».

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ