Темы: Разум, Речь, Предназначение, Свобода выбора, Рав Меир Мучник, Животные, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ Торе написано, что Б-г создал человека «по Своему образу и подобию». В чем именно это заключается? В том, что человек обладает даром речи? Если да, то что можно сказать в свете современных открытий о поведении животных и коммуникации между ними?
Здравствуйте!
Что такое «образ и подобие» Б-га, существует, конечно, множество толкований.
Речь и разум?
Но о том, что это дар речи, скорее всего, комментаторы не говорят.
Простое доказательство: согласно многим комментариям (Ибн-Эзра, Рабейну Бахье, Мальбим), рассказ Торы о том, что с Хавой говорил змей (Берешит 3:1), следует понимать буквально: изначально змей обладал даром речи и только потом, спровоцировав человека совершить грех, утратил его.
Но вряд ли кто-то скажет, что изначально змей тоже был создан «по образу и подобию Б-га». Значит, не в даре речи дело. А также — не в разуме, которым змей тоже, согласно этим комментариям, обладал. Поэтому и современные данные об интеллекте и коммуникации животных дела не меняют.
Кстати, рав Шимшон-Рефаэль Гирш и Мальбим указывают: Б-г сказал змею: «Проклят ты больше, чем все [домашние и дикие] животные». Отсюда следует, что и другие животные были прокляты, хотя они, вроде, не были «виноваты» в том, что человек согрешил. Т. к. в результате греха человека опустился не только он сам, но и все мироздание. Значит, до греха не только змей, но и другие животные были на ином уровне, чем сейчас, более высоком. И, тем не менее, по образу и подобию Б-га был создан только человек.
В чем же тогда дело?
Центральность, универсальность и свобода выбора
Вот как это представляется в соответствии с комментарием Мальбима:
Б-г «централен» и всеобъемлющ. Он — Источник всех составляющих и сил созданного Им мира. Они как бы «расположены вокруг» Центра, каждая — на своем «радиусе», который ее связывает с Центром и по которому она получает питание от своего Источника.
(Мудрецы используют такую метафору: в будущем Б-г устроит хоровод праведников, а Сам будет сидеть среди них, и каждый будет указывать на него: «Вот наш Б-г!» — Таанит 31а. Ведь у каждого человека свой уникальный характер и свой подход к служению Б-гу, свой путь к Нему, и каждый видит Центральную Истину со своей точки зрения. Поэтому разные колена Израиля располагались по разные стороны центрального Мишкана).
И человек находится как бы в центре по отношению к животному миру: каждое животное обладает тем или иным свойством и характером, определяющим его поведение, а в человеке есть все эти силы и качества. Мудрецы говорят: когда Адам давал имена всем животным (Берешит 2:19), он не просто их придумывал — он подобрал сочетания знаков, отражающие истинную сущность каждого животного. Ибо каждое из них обладало свойством, в котором Адам увидел частицу самого себя. Так он смог «установить связь» с животным, проникнуться им и постичь его сущность.
В особенности, надо полагать, это было очевидно до того, как весь мир деградировал в результате греха Адама: тогда, как сказано, весь животный мир был другим, более чистым и возвышенным. В частности, тогда среди животных не было хищников — к этому состоянию они вернутся в будущем, как пророчествует Йешаяу (11:6): «И волк будет жить вместе с ягненком…» (см. комментарий Рамбана к Ваикра 26:6).
В том изначальном состоянии животные были не только более чистыми, они были также ближе к человеку: змей вообще был «человекообразным»: и разумным, и говорящим, самым близким «другом человека», а не самым заклятым врагом; но и другие животные были в большей степени «друзьями». Ведь в принципе все они были созданы, чтобы служить человеку, и тогда это проявлялось в том, что у каждого было свое качество, свой тип «услуги», которое это животное могло предоставить. Находясь в Эденском саду, все они в буквальном смысле «окружали» человека и каждое было готово «услужить» по-своему.
Согласно этому объяснению, подобие человека Всевышнему, скорее, в том, что человек обладает свободой выбора. Ведь эта свобода на самом деле не зависит от разума или дара речи.
Она означает способность отвергать то, что хочется, в пользу того, что надо. Для этого необходимо не только понимать разумом, что так надо, но и обладать силой воли и уметь себя заставить. Иначе можно все понимать, но, тем не менее, быть не в состоянии себя преодолеть.
Так вот, каждое животное из тех, что окружают человека, имеет один определенный характер, свои черты и инстинкты; они неизменны, и животное просто им следует. Любое качество, доведенное до крайности, становится отрицательным, но у животного есть «встроенный механизм», который останавливает его тогда, когда дальнейшее проявление качества уже не будет полезным.
У человека же, в отличие от животного, отсутствуют такие «автоматические тормоза». Он может увлечься и зайти дальше, чем на самом деле надо. И здесь он должен сделать выбор: принять решение, когда остановиться, и — заставить себя остановиться.
А сделать он это может потому, что обладает разными качествами, из которых многие противоположны друг другу и могут друг друга уравновешивать. Поэтому он может решать, когда и как использовать каждое из них и как с их помощью найти правильный баланс. Когда проявление одного качества заходит в крайность, человек может решить, что пора проявить другое, и вовремя остановиться. Не надо становиться слишком строгим — нужна и любовь. Но и слишком много позволять себе и другим тоже не надо — нужна и дисциплина. Не надо слишком много смеяться — спокойно, посерьезнее. Но не слишком хмуриться — можно и разрядить атмосферу шуткой. И так далее. Человек находится «в водительском кресле»: ему дано решать, как использовать и разных животных, окружающих его, и разных «животных» внутри него самого.
Животное «оседлано» и ВЕДОМО своими качествами, эти качества «решают», когда и что ему делать. А человек должен быть «наездником» и ВЕСТИ СЕБЯ подобающе, он должен решать, когда начинать заниматься чем-либо, а когда заканчивать и переходить к другому занятию. В его руках бразды правления, и инициатива должна принадлежать ему.
И в этом человек подобен Б-гу: Б-г не ведом другими силами, а ведет их, инициатива принадлежит Ему. Он решает, когда и как проявлять Свои Атрибуты в созданном Им мире и поддерживать необходимый баланс.
Стремление к добру
А вот как объясняет подобие человека Б-гу рав Шимшон-Рефаэль Гирш. Б-г — само добро, истина и справедливость, любовь и милосердие. И Он создал человека подобным Себе, чтобы тот был Его представителем на этой земле. Поэтому в человеке заложено естественное чувство истины и справедливости, добра и милосердия и неприятие зла и лжи. Чтобы, руководствуясь этими чувствами, человек совершенствовал мир: любил людей и помогал им, делал добро и искоренял зло. Поэтому, когда человек видит зло и несправедливость, у него естественным образом закипает кровь и появляется жгучее желание изменить ситуацию.
А также — человеку поручена миссия совершенствовать самого себя. Поэтому, если в нем самом что-либо противоречит принципам добра и справедливости, совесть его начинает мучить и требовать изменить положение дел. Рав Гирш так говорит о подобии человека Б-гу: «Ничто в человеке не должно противоречить Б-жественным атрибутам: истине и любви, справедливости и святости. Человек не может быть равным Б-гу, но может быть подобным».
Не противоречат ли эти два объяснения друг другу? Ведь, согласно первому, человек подобен Б-гу тем, что может РЕШАТЬ, что делать: даже если не хочется делать то, что надо, и приходится себя заставлять. Согласно же второму, человек подобен Б-гу тем, что ему естественным образом ХОЧЕТСЯ делать то, что надо. Да, обычно наблюдается и то, и другое: человек стоит «за все хорошее», но в то же время его слабости мешают ему всегда поступать достойно на практике и приходится себя заставлять. Но все-таки что из этого считается подобием человека Б-гу: то, что хочет хорошего, или то, что заставляет себя поступать хорошо?
То самое выражение лица
Представляется, что совмещение того и другого. Ведь бесконечно заставлять себя делать то, что действительно не хочется, очень трудно, так человек сломается и махнет рукой. Если человек каждый раз силой удерживает себя от воровства или убийства, то он на самом деле потенциальный вор или убийца. Это не человек, обладающий свободой выбора, а злая собака на цепи — а если сорвется?..
Поэтому речь скорее о том, чтобы человек работал над своим характером так, чтобы, в конечном счете, правильный выбор был для него естественным — как для Б-га. Не просто решать, когда использовать какое качество, жонглируя ими, как машина, а развивать их так, чтобы в каждой ситуации ему естественным образом хотелось использовать именно то качество, которое в ней уместно, и правильно себя вести.
Ведь «образ» и «подобие» — это не столько то, что человек делает, сколько то, как он выглядит. Еще до того, как он что-либо сделал, можно получить о нем представление по его облику, по выражению его лица. Лицо человека, созданного по образу и подобию Б-га, выражает настрой поступать достойно и справедливо: и желание это сделать, и решимость преодолеть себя и все остальные препятствия, которые возникнут на пути. Всем нам известно это выражение лица — вот это и есть «образ и подобие Б-га».
С уважением, Меир Мучник
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Арье (Лев) Кацин
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Не Б-г уходит от нас, а мы прячемся от Него за закрытыми дверьми. Какова природа этих дверей? Где и в какой области мы строим между Ним и собой экраны?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его