Темы: Свобода выбора, Чудеса, Изучение Торы, Забота о здоровье, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Я обратил внимание, что люди, изучающие Тору, Талмуд, через одного носят очки. Почему Творец заповедал евреям учить Писание, но не сделал это безопасным для здоровья глаз? Спасибо. Дмитрий
Здравствуйте, уважаемый Дмитрий,
В книге «Путь Творца» Рабби Моше-Хаима Луццатто (Рамхаль)[1] сказано, что Всевышний, постоянно Поддерживающий существование Творения на всех уровнях, установил природу мира со всеми законами и со всеми силами (ангелами), которые обеспечивают её существование. Законы эти были установлены во время Творения, и о них было сообщено всему сотворённому: что они собой представляют и для какой цели сотворены, а также — что должно с ними произойти в будущем и что их ждет в конце. И все творения познали, что все сотворено лишь для конечного истинного блага, и согласились с радостью.
Теперь перейдем к Вашему вопросу. Почему же Всевышний, устанавливая природу этого мира, не сделал так, чтобы даже при постоянном изучении Торы и Талмуда зрение не ухудшалось?
Книга «Путь Творца» говорит об этом так[2]:
«Человек — это создание, сотворенное для того, чтобы постараться уподобить свои качества качествам[3] Всевышнего. И для этого человек помещен между совершенством и его противоположностью. И в его силах приобрести совершенство. Но необходимо, чтобы это происходило по его выбору и желанию, ведь если бы он был вынужден выбирать в любом случае совершенство, то не назывался бы на самом деле его обладателем».
Теперь мы можем ответить на Ваш вопрос. Вся природа устроена таким образом, чтобы у человека во всем был выбор и чтобы его тянуло в обе стороны — и к материальному, и к духовному. Ничто не должно вынуждать его пойти в ту или иную сторону. Но что было бы, если бы совершенно чудесным образом, как исключение из правила, зрение еврея, даже когда он подвергает свои глаза чрезмерным нагрузкам, изучая Тору, оставалось бы совершенно ясным и не подвергалось никакой опасности? Если бы глаза сохраняли свою силу при изучении Торы, а при изучении других материалов — нет, еврей вынужден был бы согласиться, что изучение Торы соответствует самой цели его сотворения. И это мешало бы человеку выполнять свою задачу в этом мире. Ведь она именно в том, чтобы несмотря ни на что все же сделать самостоятельный выбор и добиться своего духовного совершенства самому, стать на самом деле его «обладателем», приблизиться к Творцу.
Книга Пеле Йоэц[4] говорит, что у человека, для которого были совершены чудеса, «забирают» его заслуги. На основании сказанного это можно понять. Ведь заслуги, несомненно, выше, когда человек добился чего-либо, преодолев все преграды и сомнения, сделав самостоятельный выбор. И такая заслуга не идет в сравнение с той, которую «заслуживают» вынужденно: когда абсолютно ясно (чудесным образом), какой путь является верным.
С уважением, Зеев Гершензон
[1] См. ч. 2, гл. 5.
[2] В ч.1, гл. 3.
[3] Образно говоря, разумеется.
[4] ערך נס
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?