Темы: Голем, Разум, Тора и наука, Свобода выбора, Предсказание, Время, Безопасность, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. Сейчас модно говорить о том, что в будущем с развитием технологий нас ждет война роботов против людей. Что роботы, мол, станут продвинутыми настолько, что рано или поздно «осознают себя», а потом и идентифицируют человека как угрозу себе.
Скажите, с точки зрения иудаизма возможно, вообще, чтобы роботы получили сознание, чтобы у них была подлинная свобода воли, как у человека? Или это все сказки из отдела фантастики?
И еще: нет ли в иудаизме какого-то намека на то, что в истории мира будет момент, когда человек создаст робота и между ними возможен будет конфликт? Я так понимаю, что, если это действительно могло бы быть, то иудаизм об этом где-то бы намекнул, как о важном будущем событии, так? N.
Здравствуйте, N.!
В точности знать, что будет, может только Б-г или пророк, которому Б-г это будущее открыл. Особенно в области развития технологий, где многое из того, что сегодня стало былью, вчера даже в качестве сказки никому в голову не приходило.
Но Вы правильно подозреваете, что, даже если представить появление у машин и роботов какого-то сознания (что само по себе вопрос), это еще не будет означать появления у них свободы выбора.
Ведь разум и свобода выбора — это не одно и то же. Разум — способность понимать. Свобода выбора — способность решить и заставить себя действовать в соответствии с пониманием, а не с желанием. Делать то, что надо, а не то, что хочу. Такой способностью Б-г наделил только человека. Даже по мнению тех, кто считает, что изначально и змей обладал разумом и даром речи, свободой выбора он, тем не менее, не обладал.
Вот и машины ею обладать не будут. То есть, даже если они в теории что-то поймут, действовать они будут машинально, в соответствии со своим пониманием, а не по выбору. Поэтому, если они и будут представлять угрозу, то не как злые люди, а, скорее, как опасные дикие звери или стихийные бедствия.
Это еще не значит, что такой поворот событий невозможен — ведь дикие звери и стихийные бедствия действительно существуют. Но, как и со стихийными бедствиями, воевать с машинами и роботами на равных будет крайне сложно, а победить их — практически невозможно (по крайней мере, в таком духе представляют себе это фантасты).
Ведь вулкан или ураган невозможно «победить», от них можно только эвакуироваться. А от роботов и машин, которые не будут ограничены каким-то одним регионом, спасения не будет практически нигде. Только временно от них можно будет как-то укрыться, но, по большому счету, согласно самим фантастам, спастись можно будет лишь фантастическими же способами.
Например, самим людям, сражающимся с ними, надо будет обладать какими-то сверхъестественными способностями, быть того или иного рода суперменами, из тех, что выдумали фантасты. Или того круче: возвратиться во времени и изменить курс истории так, чтобы обретение роботами «сознания» изначально не произошло. Понятно, что и то, и другое — чистейшая фантастика. Особенно «временные петли», столь популярные среди фантастов. Такие сценарии никогда не стыкуются логически.
А применительно к войне роботов против людей «решение» подразумевает, что подобный поворот истории стал бы ее трагическим тупиком, потому лучше его вовсе избежать.
А поскольку ход истории определяет Б-г, Который создал человека с целью облагодетельствовать его, наполнить его жизнь смыслом и привести к какой-то позитивной цели, вряд ли Он повернет историю в таком направлении.
То же справедливо и в отношении большинства других антиутопий. Цель подобных произведений — обратить внимание на уже существующие в обществе проблемы или потенциальные угрозы. Но то, что Б-г фактически направит историю по такому руслу, маловероятно. По крайней мере, если естественного выхода из ужасной ситуации нет.
(В отличие, скажем, от тоталитарных режимов и мировых войн, которые тоже в какой-то мере предчувствовали некоторые авторы, например, Достоевский в «Бесах». К подобному состоянию мир пришел, но и выйти из него мог без помощи каких-либо суперменов или игр со временем).
А направит Б-г историю в русло борьбы с человеческим злом, совершаемым по выбору или по неведению. С ним должно сражаться человеческое же добро, с Б-жьей помощью: либо наказать, если оно зло по выбору, либо просветить, если оно по неведению. Так или иначе, рассеять тьму и распространить свет. На каждом этапе истории по-своему, а в конечном итоге — полностью и повсеместно.
Мы связываем это будущее с приходом Машиаха, о котором в Торе действительно много пророчеств. Этого и будем с нетерпением ждать.
С уважением, Меир Мучник
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Моше Шапиро
Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности
Рав Мордехай Кульвянский
Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.
Рав Реувен Куклин
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Арье (Лев) Кацин
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Ефим Свирский
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его