Темы: Свобода выбора, Идолопоклонство, Ангел, Животные, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Цитирую:
«С большим удовольствием читаю чужие вопросы и Ваши ответы, хочу тоже задать два вопроса. На сайте Толдот прочитал статью об ангелах. Не является ли эта ангелология и вообще понятие “ангел” идолопоклонством? Не знаю, читали ли Вы рассказы древней Эллады, но что-то немного похоже?
Отвечает рав Бенцион Зильбер: Добрый день! Есть принципиальное отличие. Ангелы — это творения Б-га, которым даны силы и возможности в определённых рамках, и они не могут выходить за эти рамки. А руководит миром только один Б-г».
А теперь мой вопрос: а как же земля не послушалась Б-га? Б-г повелел ей произрастить такие деревья, у которых вкус древесины будет как вкус плода, древесина тоже будет пригодна в пищу. «И сказал Б-г: Вот Я дал вам всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу» (Берешит 1:29).
А вот толкование Раши к Берешит 1:11: «плодовым деревом (дерево-плод). Чтобы вкус дерева был как вкус плода. Однако (земля) не исполнила это, а только “и произвела земля… дерево, дающее плод”, само же дерево плодом не было. Поэтому, когда Адам был проклят за свой грех, с нее (с земли) также было взыскано за ее грех, и она была проклята».
Т.е., согласно толкованию, земля не исполнила повеления Всевышнего. И Всевышний позже проклял ее за непослушание. Что же, земля может принимать самостоятельные решения?
И быка казнят за убийство (Шмот 21:28). Что же, у него есть свобода воли? Рамбам пишет, что и у звезд разум есть… Нет ли во всех этих случаях чего-то, подобного идолопоклонству, обожествлению земли, звезд и др.? Помоги Вам Б-г, Вольф-Йехезкель
Уважаемый Вольф-Йехезкель,
1. Ваш вопрос очень хороший. И, читая Раши, я его тоже задал. Ведь у земли нет выбора, выбор есть только у человека. У других творений, включая землю, нет свободы выбора, нет йецер а-ра.
Раши в своем комментарии приводит мидраш. Надо знать, что слова наших мудрецов в Агаде важно уметь понимать. Очень часто они выражаются не буквально, а аллегорически. Определенно, этот мидраш, который приводит Раши, не подразумевает, что у земли был выбор.
Ваш вопрос задает уже Маараль в своем комментарии к комментарию Раши «Гур Арье». И он так объясняет смысл мидраша: земля, т. к. она творение материальное, изначально не обладает совершенством, поэтому она не была совершенна в этом. Маараль продолжает эту линию дальше и углубляет свое объяснение.
2. Почему животное, которое убило человека, Тора велела забросать камнями? В чем смысл этого закона? По Рамбаму в «Морэ Нэвухим» это — наказание хозяину, а не животному. Пусть хозяин лишится своего имущества. По Рамбану, это наказание самого животного.
Но это не «преступление и наказание», т. к. у животного нет выбора. Смысл здесь иной: животное, которое убило человека, недостойно дальше жить. Ведь подобно этому можно спросить: есть закон в Торе, что, если человек сожительствовал с животным (Ваикра 20:15), забрасывают камнями и человека, и животное; ведь животное не имеет выбора, за что же его забрасывать камнями?
В Талмуде (Санхедрин 55) приводятся два мнения об этом. Одно: из-за этого животного человек совершил страшное преступление, оно было «поводом» для совершения преступления, за которое человек был казнен. Второе: если оставить животное в живых, это будет позором человеку. Животное пойдет по улице, и на него будут показывать пальцами: «Вот из-за него такого-то забросали камнями». А это позор. Пусть даже человек преступник, но должно быть минимальное уважение к человеку.
По обоим мнениям это не наказание животному (за его «плохой выбор»). Причина совсем другая. То же самое с быком: животное, которое забодало человека, потеряло право на существование в этом мире.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Натан Агрес
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Реувен Куклин
Ведь они являются проявлением воли Творца.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Овадья Климовский
Когда были сотворены ангелы?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его