Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Раз Всевышний допустил убийство Эвеля, значит, тот был в чем-то виновен? В чем?

Темы: Свобода выбора, Грех, Праведник, Каин и Авель, Овадья Климовский, Заслуги

Отложить Отложено

Здравствуйте уважаемый. У меня возник вопрос, буду очень признателен, если вы мне поможете с ответом.

Как известно из Бава Батра 17а, 4 человека умерли без вины — исключительно потому, что смерть является неотъемлемым атрибутом для всех потомков Адама после грехопадения. Эти праведники: Биньямин, сын Яакова, Амрам, отец Моше, Ишай, отец царя Давида, и Килав, сын Давида.

Известно также, что Эвель был убит своим братом Каином.

Также нам известно, что Всевышний — Справедливый Судья, Истинный Судья. И, например, если свидетель ошибся и человеческий суд казнил кого-то несправедливо, то мы знаем: если Создатель допустил, значит, казнённый был всё же виноват и получил наказание.

Так вот, вопрос/-ы: в чём согрешил, провинился Эвель? Может ли это быть объяснено тем, что Эвель был близок по родству к Адаму и поэтому умер без вины? Но тогда он должен был быть упомянутым среди праведников в Бава Батра? Спасибо большое, Виктор

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Виктор!

Вы задаете очень верный вопрос. Действительно, если именно Биньямин, Амрам, Ишай и Килав умерли только по вине Адама, значит, все остальные — по собственной вине?

Давайте подумаем над этим еще в одном ключе: возможна смерть преждевременная вследствие чужого злого замысла, конечно, и на это есть свой расчет у Б-га.

Очень трудно, даже невозможно пытаться понять расчеты Творца, как сказал Он нам через пророка Йешаяу: «…не ваши пути — пути Мои» (55, 8). Попробуем разобраться, хотя бы в общих чертах.

Одно из основных отличий человека от прочих творений состоит в наличии свободы выбора. Всевышний не держит его за руку. Но, с другой стороны, не все задуманное он может совершить, а лишь то, на что получено разрешение с Небес.

Если один человек хочет причинить вред другому, то Всевышний рассматривает это намерение: если по каким-то причинам Он, благословенно Имя Его, решил, что задуманное не должно произойти, оно ни в коем случае не произойдет. Есть тысячи способов предотвратить беду. Причины могут быть разные — например, тот, кому хотят причинить вред, — такой большой праведник, что он ни в коем случае не должен пострадать. Тогда ради его спасения может быть даже совершено чудо, и ничего не получится у злоумышленника.

Может быть и так, что тот, против кого злоумышляют, заслужил это несчастье или даже гибель, и Всевышний намеренно привел его туда, где его ждет справедливое возмездие.

Скорее всего, в нашем случае имел место третий вариант — человек не заслуживает смерти, поэтому Всевышний не приведет его специально к гибели. Но при этом у него не хватает и заслуг, чтобы спасать его в минуту опасности. Даже о роженице сказано в трактате Шаббат, что, поскольку она находится в опасности, на Небесах рассматривается ее «дело» и возмездие более вероятно, чем в обычное время. А тем более в ситуации Эвеля — ведь опасность, угрожавшая ему, была порождена свободным выбором другого человека, и заслуг Эвеля не хватило для того, чтобы Всевышний вмешался в ход событий и спас его.

Мудрецы наши обратили внимание на его имя: на Святом языке hэвель — «пар», «ничто» — слово, хорошо знакомое всем, читавшим Коэлет (книга Экклезиаст). Там его обычно переводят как «суета». Здесь содержится намек на то, что Эвель не успел сделать ничего по своей инициативе — ведь именно Каин решил принести жертву Творцу, а Эвель лишь повторил его поступок (хотя сделал это правильно, в отличие от Каина). Этой заслуги не хватило для того, чтобы Всевышний совершил какое-либо чудо ради его спасения. Но и ничего плохого об Эвеле мы в Торе не находим. Поэтому, наверное, о Вашем вопросе можно сказать, как говорят иногда о сложных талмудических проблемах: «Вопрос сильнее, чем ответ». Но, как сказано, нам не дано понять до конца пути Всевышнего.

За близкое родство с Адамом Эвель не мог быть наказан, так как он не повторил греха Адама, а в этом случае сыновья не в ответе за отцов, как известно.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его