Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Интересуюсь: где был Б-г, когда было язычество?

Темы: Шем, Моше, Свобода выбора, Идолопоклонство, Ноах, Чудеса, Авраам, Связь с Творцом, Адам, Эвер

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, интересуюсь: где был Б-г, когда было язычество, политеизм в древнем мире? Почему Он не проявил себя раньше, а только Моисею? Ведь о Нём не знали до этого. Аниса

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Аниса!

Спасибо за интересный вопрос.

Если мы внимательно изучим историю, то обнаружим: ещё до того, как Б-г первый раз открылся Моше (Моисею), Его «открыл» Авраам (пра-пра-прадед Моше). Для себя и для всех людей, готовых задуматься.

Аврааму Б-г изначально никак не открылся. Авраам не видел ни горящего куста, как Моше, ни казней египетских и рассечения Красного моря, как потом все евреи и египтяне. Ничего подобного Б-г для Авраама изначально не делал.

И, тем не менее, Авраам открыл Б-га — наблюдая обыкновенный восход солнца, а затем — его закат и чередование солнца и луны на небе. Восход солнца поразил его, он явно испытал чувства, выраженные позже «Утром» Грига и «Рассветом» Равеля. Это переживание подтолкнуло его к размышлению о том, кто же главный в этом мире. Сначала столь могучим показалось солнце. Но потом оно уступило место загадочной луне, окруженной звездами. А потом и она оказалась не всесильной… И тогда Авраам постиг: всесилен Тот, Кто стоит над обоими! (См. комментарий Рабейну Бахье к Берешит 15:7)

Таким образом, без всяких откровений со стороны Б-га, Авраам открыл Его сам. Взглянув на этот мир с его «законами природы» свежим взглядом, он увидел за всем этим Творца, Единого Б-га, Властелина всех кажущихся независимыми могучих сил, ангелов и «созвездий», которым поклонялись язычники. И наладил с Единым Б-гом прямую связь и близкие, душевные отношения без всех этих посредников. И начал говорить о Б-ге всем, кто готов был слушать и задумываться, и открывать Его вместе с Авраамом.

Так Авраам положил начало новому — еврейскому — народу, который нес его идеи и поддерживал особую связь с Б-гом. Непосредственно от Авраама «эстафету» принял его сын Ицхак, от него — Яаков, а от него — уже все двенадцать его сыновей, родоначальники колен Израиля, от которых произошел весь народ. Включая Моше. Все эти евреи знали о Едином Б-ге, переняв у Авраама умение открывать и видеть Его в этом мире без всяких чудес. Так что и Моше знал о Б-ге еще до того, как Он ему открылся в горящем кусте. До того, как Он совершил все чудеса для еврейского народа.

Для Авраама Б-г, в конечном счете, тоже сотворил открытое чудо — спас его от смерти, когда его бросили в огонь по приказу царя Нимрода. Но это было уже после того, как Авраам открыл для себя Б-га сам. И начал распространять учение о Нем, не побоявшись идти против всего общества и самого Нимрода. После того, как он проявил готовность идти за свои идеи в огонь, не ожидая чудесного спасения.

Впрочем, и Авраам не был первым, кто познал Б-га: Его знали и его предки Шем и Эвер, и Ноах, отец Шема, и ряд других великих людей. Авраам отличился лишь тем, что открыл Б-га не только для себя, но и воспитал целый народ, который продолжил эту традицию из поколения в поколение.

Эта особая связь еврейского народа с Б-гом была закреплена после откровения Б-га Моше и всему еврейскому народу и дарования Торы. Но и после этого любой человек, который ощущал единство Б-га и желание приблизиться к Нему, мог это сделать, пройдя гиюр и став евреем. Как, например, Рут, о которой мы читаем в Шавуот.

А там и многие другие народы постепенно переняли идею монотеизма. Не сразу (древние греки и римляне и через тысячу лет после Моше были язычниками) и необязательно напрямую и в чистом виде, часто с помощью других религий, ответвившихся от иудаизма, христианства и ислама, восприняли так, как могли.

Наконец, не следует забывать, что изначально, когда Б-г создал Адама и весь мир, Его существование и единство было очевидным. Но потом люди стали обращаться не только к Нему, но и к тем могучим силам, с помощью которых Он правит миром. Пока не забыли о Нем совершенно, не потеряли Его из виду (так объясняют Рамбам и Рамбан). Хотя могли бы продолжать поддерживать с Ним связь. И Б-г не стал их удерживать, т. к. у человека должна оставаться свобода выбора.

Отсюда ответ на Ваш вопрос. Б-г изначально никуда не «скрывался». Он лишь создал «законы природы» и различные силы, за которыми Его при желании можно было не разглядеть — чтобы те, кто хотел Его разглядеть и открыть, докопаться до истины, могли это сделать сами. Чтобы это произошло по их выбору и они получили за это награду. Да и вообще, любое благо обладает истинной ценностью и дает человеку чувство достижения, только когда оно обретено усилиями, заработано. Включая и знание о Б-ге, и близкие отношения с Ним.

По этой причине Он в целом создал мир столь «несовершенным» — и полным проблем и зла, и технологически неразвитым — чтобы человек мог решать все эти проблемы, бороться со злом, улучшать жизнь — и обретать чувство достижения и прогресса.

Этим люди и занимаются с сотворения мира по сей день. Будем же и мы открывать для себя Б-га в нашем мире — и в окружающей нас природе, и в нашей будничной жизни, и в общем движении мировой истории. Мир полон удивительных зрелищ и звуков — значит, есть Художник и Композитор. Мир очень сложно устроен и все его системы удивительным образом слаженно функционируют — значит, есть Конструктор. «Весь мир театр, а люди в нем актеры» — значит, есть Сценарист. Не забудем же после окончания очередного действия просить: «Автора!» И отдадим Ему должное аплодисментами и служением.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше