Почему критика Израиля за войну в Газе приравнивается к антисемитизму?18 ноября, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Почему сегодня критика Израиля и того, что он делает с палестинцами, приравнивается к антисемитизму? Ведь многие из критиков Израиля не имеют ничего против евреев, а часто и сами являются евреями. Но они против того, что Израиль, государство, основанное и управляемое сионистами, массово убивает палестинцев и не дает им основать свое государство. Как говорят они сами, они не антисемиты, а антисионисты. Почему их точка зрения делегитимируется? N. Читать дальше |
|
Почему я не могу пройти «антигиюр» и перестать быть евреем?11 ноября, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. Почему если существует гиюр, когда нееврей может по своему желанию стать евреем, то я не могу пройти какой-то «антигиюр» и перестать быть евреем, с учетом того, что я еврей по праву рождения? Мне надоела эта религиозность, если честно, мне не нравится постоянно выделяться и волноваться за каждое действие и сверять его по книжкам. Не сочтите вызывающим такое сообщение, я просто у своего раввина не осмелюсь спросить. Почему право выбора есть только у неевреев? Максим Читать дальше |
|
Сара, предложив Аврааму Агарь, сильно осложнила судьбу еврейского народа, да и мира в целом...6 ноября, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте. Прошу Вас помочь осмыслить и понять (через призму женского и «политического» современного светского взгляда) действия, совершенные Сарой по отношению к Агарь. Агарь — египтянка и рабыня, т.е. ожидать какой-то духовности и достойного продолжения рода от нее неразумно. Язычница, привыкшая к труду и покорности, покинувшая свой народ. Зная об этом, Сара, в принципе, осознанно предложила свою служанку Аврааму. Т.е. предположить, что Агарь возгордится, это логично. И даже объяснимо т.к.: 1. ограниченна и простовата; 2. посвятила свою жизнь семье не из своего рода; 3. 9 месяцев вынашивала ребенка; 4. реализовала желание Сары. Любая женщина (Сара в том числе) в такой ситуации не застрахована от йецер а-ра (дурного побуждения), тем более, Агарь (недуховное «существо» следует своим инстинктам как маленький ребенок или слепой котенок, у которого нет свободы выбора, соответственно, и потомство такое же). По-человечески очень жаль девушку. Молодая женщина, у которой, несмотря на уход из Египта (от своего народа), была перспектива создать собственную семью даже в чужом для нее племени. Но своё пребывание в чужом племени она посвятила реализации желания Сары и Авраама. Как можно оправдывать Сару в этом, утверждать, что она поступила правильно, выгнав ее с ребенком в пустыню? Зародыш проблемы — в слабой вере и отсутствие упования Сары, а не в амбициях служанки. Высокомерие, возникшее у служанки, — это результат неграмотного деяния ее госпожи. Тем более, у Сары был дар пророчества. Если Сара не ошиблась и это план Творца, тогда последствия этой истории, которые очень осложнили судьбу еврейского народа, да и мира в целом, необходимы для меры управления Единства? А. Читать дальше |
|
Если мы все — потомки Ноаха, то почему все люди так различаются внешне?1 ноября, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! У меня такой вопрос. Если мы все являемся потомками Ноя, то как можно объяснить, что все люди настолько разные: разные национальности, темные, белые люди… Я не расист:) Но просто задумываюсь о том, как тогда это возможно. Можно предположить, что начало — не одно? :) Спасибо)) Не знаю, может, это глупый вопрос, но вот задумалась ) Мария Читать дальше |
|
Какие мысли должны быть у человека в момент трубления в шофар?2 октября, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, уважаемый раввин! Скажите, пожалуйста, я читала, что в момент трубления в шофар нужно поворачивать голову справа налево. Можете, пожалуйста, объяснить, зачем это делается и какие мысли должны быть у человека в этот момент? Спасибо большое! N. Читать дальше |
|
Почему Б-г не сделает всех людей разом идеальными?18 сентября, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, раби! Смысл испытания от Всевышнего — это улучшение человека. Но ведь Б-г может всё, почему Он не сделает всех людей разом идеальными? Тем более что Мошиаха он сделает мудрее и праведнее всех людей до Мошиаха. Лиор Читать дальше |
|
Почему предписано жениться на вдове брата, если тот умер бездетным?13 сентября, отвечает Рав Меир Мучник К главе Ки теце. Здравствуйте! В чем заключается смысл левиратного брака (ибум)? Почему вдова человека, умершего бездетным, должна выйти именно за его брата, а он — взять именно ее, вместо того, чтобы каждому связать свою судьбу с тем, кто придется по душе? Читать дальше |
|
Почему сейчас так много людей с депрессиями и психическими расстройствами?10 сентября, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемый Рав, пожалуйста, подскажите: почему сейчас в мире так много людей с депрессией и расстройствами психическими? С чем это связано с точки зрения иудаизма? Спасибо большое, N. Читать дальше |
|
Аист некошерный потому, что он добр только к аистам?3 сентября, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемый Рав! В Талмуде объясняется, почему мясо аиста является некошерным (обсуждается Ваикра 11:19): «Р. Иегуда говорил: “Почему аист называется хасида, “добрый”? Потому что он проявляет доброту по отношению к своим собратьям-аистам, делясь с ними пищей” (Хулин 63а). Замечание Хидушей а-Рим[i]: “Если это так, почему аист включён в список нечистых птиц? Потому, что он добр только к другим аистам. Доброта должна распространяться на всех живых существ, не ограничиваясь только его собственным видом”. У меня вопрос: но как же быть со злодеями? Разве к злодеям тоже нужно проявлять доброту и милосердие? Не будет ли это абсурдом и попранием самой доброты? С уважением, Святослав [i] Раби Ицхак-Меир бар-Исраэль Ротенберг (Алтер из Гуры, Хидушей а-РИМ; 5559-5626 / 1799-1866) — выдающийся законоучитель и хасидский наставник, основатель движения гурских хасидов. Его аналитические заметки к Талмуду и кодексу Шульхан Арух вошли в собрание “Хидушей а-РИМ”. Читать дальше |
|
Неудача — верный знак, что в данном направлении двигаться не стоит?27 августа, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Если успех или неудача в любом деле — от Всевышнего, то как правильно относиться к неудачам? Это абстрактный вопрос, мне хотелось бы понять общий вектор, как следует мыслить в таких ситуациях. Как понять, в какой ситуации, если что-то не вышло, то это верный знак, что в данном направлении двигаться не стоит? А в каком случае следует улучшить свой иштадлут (усилия, старания для достижения цели)? Или, может быть, абсолютно всегда следует пытаться до победного конца? Например, если у человека не выходит реализоваться в професии или бизнесе, должен ли он выгрызать успех из жизни через кровь, пот и слезы? Или следует подумать о смене сферы деятельности? Есть ли формула, по которой можно понять, когда пробовать еще, а когда хватит стучать в эту дверь и пора идти искать другую? N. Читать дальше |
|
У Б-га нет религии?31 июля, отвечает Рав Меир Мучник Махатма Ганди когда-то сказал: «У Бога нет религии». Так ли это? Что по этому поводу думает иудаизм? N. Читать дальше |
|
Почему среди евреев в 16-17 веках распространился аскетизм, граничащий с самоистязанием?24 июля, отвечает Рав Меир Мучник В книге «Семейные предания Любавичского Ребе» я прочитал, что в 16-17 веках среди евреев начало распространяться движение аскетизма, граничащего с самоистязанием. Были люди, которые считали это одним из обязательных условий служения Творцу, они сутками стояли на ногах, не приседая и не ложась, спали на голой земле, подкладывая камень под голову, залезали летом голыми в муравейник и так далее. Причем в книге я не нашел ни похвал таким людям, ни их осуждения, просто констатация факта. Как эти люди пришли к такому выводу о самоистязании, и зачем они это делали? Насколько подобное поведение соответствует Торе? Леонид Читать дальше |
|
Перестаю верить в Б-га. Зачем все верят в Него, что Он дает?17 июля, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Я хочу узнать, что за несправедливости в жизни. Я перестаю верить в Б-га, я не понимаю, зачем все верят в него и что он дает? Молишься — не помогает, не молишься — тоже. Всё одно: просишь — не дает, не просишь — всё нормально, ничего не ожидаешь. Что за Б-г, что не может помочь, а дает лишь несчастье? Почему всё так? Почему так тяжело жить? Я не помню притчу, но это одна из притч Соломона, и там он говорил, что нечестивому Б-г не воздаст, а праведнику поможет в делах его. Однако мы видим, как всё наоборот. Так отсюда и вопрос: ПОЧЕМУ ВСЁ ТАК? Что это за Б-г? Я подумываю, уже давно, стать атеистом, ибо соблюдать всё это (кашрут, шаббат, Пейсах, все праздники) лишь для семьи, чтобы казаться своим, — не очень весело выглядит. N. Читать дальше |
|
Если мы создадим машину, которая сможет «мыслить», будет ли у нее душа?8 июля, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, уважаемый Раввин. Меня зовут N., я еврей по отцу, но я интересуюсь иудаизмом довольно давно и читаю этот сайт в учебных целях. Вопрос следующий, он может показаться странным. По профессии я программист, и мне очень интересно как Иудаизм смотрит на проблему искусственного интеллекта? Например, вот я задумался, если мы создадим машину, которая будет не просто сборником заложенных алгоритмов, а сможет, что называется «Мыслить» и «Осознает себя», будет ли у такого конструкта душа? Понимаю, что вопрос странный, но очень хочется знать Ваше мнение, спасибо! Читать дальше |
|
Почему электричество и развитые технологии появились только в XX веке?2 июля, отвечает Рав Меир Мучник Почему электричество и развитые технологии появились только в 20-ом веке, после столь долгих 4000 лет от сотворения мира? Почему не раньше появились на свет такие люди, как Ньютон, Фарадей, Тесла, Эйнштейн и другие? Не кажется ли странным, что за последние 200 лет всё развивается намного быстрее, чем за несколько тысяч лет вместе взятых до этого? Давид Читать дальше |
|
Как относиться к мудрости народов мира?24 июня, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемый раввин, вопрос: как нужно относиться к мудрости народов мира? Нужно ли изучать их мысли, философию, идеи, ведь часто в этом есть правильные вещи? Что говорят еврейские источники о мудрости народов мира? Спасибо. Захария Читать дальше |
|
Что значит любить себя?19 июня, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. Есть сложный вопрос. Очень нуждаюсь в Вашей помощи. Пожалуйста, помогите сориентироваться. Во время очередной беседы с сыном я объяснял слова «Люби ближнего как самого себя». На что получил хороший вопрос. — А что это значит? — спрашивает он. Я же не растерялся и начал объяснять: — Если тебе приятно получить пирожок от кого-то, попробуй дать пирожок кому-то, и таким образом ты сделаешь другому человеку то, что ты хотел бы получить сам. На что он мне говорит: — Не-е-ет. Ты меня неправильно понял. А что значит любить себя?.. Я уже не помню, что ему ответил, но заданный им вопрос меня до сих пор беспокоит. У меня не получается найти универсального ответа. Просмотрел, как мне кажется, все доступные источники, а ответа всё нет. Или они очень поверхностные. Или я его просто не нашел. А если нет ответа или я не могу сформулировать этот ответ, то, скорее всего, я этого просто не знаю. А всю проблему, которая меня «охватила», я постараюсь описать. Культура, в которой мы родились и росли, это та культура, которая во многом определила, какими мы станем в будущем. Она оставила после себя очень травматическое наследие. Это наследие, которое называется воспитанием, коснулось многих из нас, и думаю, что оно еще какое-то время будет существовать. Я не застал красный режим. Я рос в период его разрушения и становления современных демократических государств. Описывать буду личный опыт. Садик не помню. Школа. С первых классов учителя пытались установить в классе порядок. Ничего не имею против порядка. Только какой ценой это достигалось? Путем постоянного, публичного унижения детей. Постоянное повторение и подчеркивание детской несостоятельности, неспособности что-то сделать, постоянное принижение интеллектуальных возможностей. Применение силы в младших классах. Запугивание. Фамильярность. Подчеркивание того, что «вы ничего не можете». Опять вы не готовы? То есть: вы какие-то лузеры. Чего вы в жизни достигнете? Тебе только в шахте работать. Бывали и такие случаи. Вопрос учителя: — Кто будет к празднику готовить актовый зал? Петров тянет руку. — А, Петров. Нет-нет-нет. Он же бабушку через дорогу не может перевести. Или еще: — Ну, сколько раз вам говорить одно и тоже? — раздраженным голосом говорит учитель (то есть обращается как к каким-то идиотам). — Ну, сколько же раз вам это еще повторять? Хвалили редко, и то — за оценки. То есть личность ребенка как таковая положительно не оценивалась. С нею даже никто не считался. В школе я проявлений любви от учителей не увидел. Всё, что видел, — так это учительский долг. Обязанность. Унижение. Подчеркивание физического превосходства. Эмоциональные и фактические угрозы. Была ли здесь любовь? Когда приходили домой, ситуация не сильно менялась. Какие оценки получил? Почему двойка? Что ты опять натворил, почему в школу опять вызывают? Сколько раз тебе говорить переодевать штаны, когда приходишь домой. Ты уроки сделал? Ты уверен, что сделал уроки? Так же, как вчера, — а сегодня принёс двойку? То есть, всё воспитание проводилось, опять же, из чувства долга, обязанности, возможно, — стыда перед друзьями или, наоборот, из желания показать свое превосходство над друзьями. Постоянное сомнение в способностях ребенка. Недоверие его личности. Угрозы. Наказания. И почти никакого поощрения. Любовью ли это было? Наверное, в их представлении — да. Но какую модель любви увидели дети? Я очень хорошо понимаю, что если бы не мои родители, то меня бы здесь и сейчас не было. Я их очень ценю и очень им благодарен за всё, что они сделали. И да продлит Творец годы их жизни. Они были заложниками тех обстоятельств, в которых находились. Люди выживали. Наверное, для воспитания детей интереса, времени, да и возможности не было ни у кого. Целью было одеть, обуть и накормить. Не было столько знаний о педагогике и воспитании, как сегодня. Да и никого это в действительности не интересовало. Восторг был перед едой. Перед машиной. Недвижимостью. Должностью. Потом начался институт. И всё повторилось. Вы — ничто! Ничего не умеете. Не способны. Работы вы себе не найдете. Фамильярность. Унижение. Подчеркивание статусного превосходства, например, я — профессор, а ты — ничто. Запугивание. Увидели ли здесь студенты модель любви? Работал на Украине немного, но и там ситуация была сильно похожей. У всех страх. Страх сделать ошибку. Страх сказать лишнего. Страх что-то не то написать. Каждый день «ковер», в очень неконструктивной форме. Период взросления сопровождался шедеврами народной кинематографии. В бандитском и военном режиме. Как мы понимаем, фильмы с таким содержанием наполнены страхом насилием, самопожертвованием, безвыходностью, но любви (кроме как платонической), увы, я не увидел. Всё вышеперечисленное я написал вот с какой целью. Проживая жизнь по подобному сценарию, понять и осознать, что это такое — любовь, мне кажется, невозможно. А если кто и поймет, то его понимание будет сильно изуродовано. Как можно полюбить себя в среде, которая только и делает, что пытается унизить, устрашить, раздавить, уничтожить? Режим воспитал кадры. Но, как мне кажется, с любовью у этих кадров дела обстоят не очень хорошо. Хамство, ругань, скандалы — повсеместно: на работе, дома, в магазине. Большинство из нас не увидели пример любви. Никто этому не учился. И никто нас этому не учил. В этом и заключается мой вопрос. Может, центром повеления возлюбить ближнего как самого себя является не ближний, а я сам? Прежде всего я должен сам себя полюбить? Ведь, согласитесь, человек не может полюбить другого, если этот человек сам себя не любит. Он не знает, что значит любить, если он никогда искренне не был кем-либо любим. Он абсолютно не понимает о чем идет речь. Например, мама, даже имея детей, не умеет любить их, если не понимает, о чем идет речь. Согласитесь, невозможно научить кого-то китайскому языку, если сам его не знаешь. Может быть, с любовью дела обстоят точно так? Учителем любви для большинства из нас в лучшем случае (кроме родителей и ближайшего окружения) является мировая литература, в худшем — телевизор или интернет. Но даже лучший случай не раскрывает содержания понятия. Может, стоить начать с раскрытия понятия о любви к себе? Если так, то с чего стоит начать? Каковы правильные пропорции, ведь легко можно перейти границу и оказаться в области эгоизма? Спасибо. Роман Читать дальше |
|
Тора против религиозной свободы?27 мая, отвечает Рав Меир Мучник Свобода выбора и казнь за вероотступничество совместимы? Шалом. В современном мире насилие и угнетение на религиозной почве считаются дикостью, за что критикуют и порицают исламистов (порицают их как христиане, так и иудеи), так как те по сегодняшний день казнят отступников от веры. Однако ведь и в Торе есть казнь за вероотступничество. Еврей, который открыто переставал соблюдать субботу, подвергался смертной казни. Логично, что раз полный отказ от иудаизма включал и отказ от субботы, то человека казнили. Выходит ли, что Тора также противостоит идее религиозной свободы, и принуждает людей подчиняться Богу под страхом смерти? Андрей Читать дальше |
|
Если итог любой войны определяет Всевышний, зачем нужны танки и вертолёты?21 мая, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте уважаемый рабби! Если итог любой войны определяет Всевышний, зачем нужны танки и вертолёты? И если Всевышний выбирает, когда погибнет человек, зачем заповедь заботы о своём здоровье? Лиор Читать дальше |
|
Почему в Иране большинство — верующие, а в Израиле — меньшинство?12 мая, отвечает Рав Меир Мучник Почему большая часть евреев, а тем более евреев Израиля — светские? По логике большинство должно быть религиозным, а не меньшинство. Ведь, казалось бы, вернувшись на землю предков, люди должны были вернуться к путям Торы, оторвавшись от общества западных людей и постоянной пропаганды их ценностей. Почему Иран или КСА имеют большинство верующих в плане соблюдения людей, тогда как в Израиле харедим меньшинство? Даже в Японии процент следующих своим традициям и культуре, как мне кажется, выше и к ним отношение почтительное. Те же европейцы сильно чтут свои традиции, да так, что всю свою историю насаждали их другим. Так мало того, что меньшинство в народе-священнике (см. Шмот 19:6 прим. ред), так меньшинство, которое недолюбливают и ущемляют. М. Читать дальше |
|
Тора, с которой Б-г творил мир, и Тора, которая была дана Моше, — одинаковы?7 мая, отвечает Рав Меир Мучник Тора, которая была конспектом для Ашема (Всевышнего) при создании мира, и та, которая была дана Моше, одинаковы? Я думаю, что Тора одна для всего существующего. С уважением, Ефим Читать дальше |
|
Есть ли еврейский алгоритм постановки целей?1 мая, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Спасибо Вам за постоянную отзывчивость! Хотел бы узнать, есть ли «еврейский» алгоритм постановки целей? В мире столько «систем» постановки целей, что уже запутался в них и устал от постоянных экспериментов, хочется иметь «рабочую лошадку». Даже если этот алгоритм не панацея — по крайней мере, я пойму, к чему нужно стремиться. И какие принципы важно понимать при постановке цели, с Вашей точки зрения? Хочется после Вашего ответа закрыть для себя эту тему раз и навсегда, если такое возможно ) Спасибо Вам огромное! N. Читать дальше |
|
Празднуя Песах, мы каждый год выходим на свободу. А что после Песаха — пустыня?..22 апреля, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Наш Песах это символ свободы еврейского народа, потому что еврей не может быть рабом, иначе он не вышел из Египта. Скажите, а как еврей может ощутить это освобождение? Когда мы празднуем Песах, в чём это свобода проявляется внутри? Какой Египет исчезает из еврея? А если и исчезает, то впереди «пустыня» испытаний? Или, если дальше Земля Израиля, то почему есть евреи, которые ещё не там, хотя Пасхальный Седер справлен? Где тогда освобождение, и от какого Египта? Сева Читать дальше |
|
Если хамец символизирует рабский дух, то почему он запрещен только в Песах?14 апреля, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! Если я правильно поняла, то смысл нашей борьбы с любым присутствием в доме того, что называется словом «хамец», в течение пасхальной недели состоит в следующем: изгоняя хамец, мы изгоняем из себя раба и все те дурные, рабские качества, которые мы и связываем с понятием «хамец», «квасное». Но мне непонятно, почему во все остальные дни года, кроме пасхальной недели, хамец для нас не является символом дурных качеств. Каждую субботу мы едим халы и радуемся им, не видя в них воплощения дурного, т. е. рабского начала. Весь год сдобный хлеб приветствуется на еврейском столе, и только на время Песаха каждый год ему объявляется суровая война как воплощению рабского духа. При этом для многих подготовка к Песаху превращается в дни адского (чтобы не сказать рабского) труда по изгнанию хамца из всех самых дальних уголков дома. Не думаю, что в этом есть цель — ощутить на себе тяжесть рабского труда. Но чем тогда можно объяснить этот закон, если вообще его можно объяснить? Удачной подготовки к Песаху! Галина Читать дальше |
|
Как понять, что мое раскаяние принято Всевышним?9 апреля, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемые раввины! Спасибо за ваш труд!!! Когда я делаю тшуву (раскаиваюсь в неправильных действиях), как мне понять, что это принято Вс-вышним? Должны быть какие-то чувства, эмоции, ощущения?.. Или осознание собственной неправоты, просьба о прощении и обещание не делать того, за что прошу простить, — достаточное «условие» для того, чтобы Вс-вышний принял «решение» о моем прощении? Спасибо большое!!! N. Читать дальше |
|
Человек должен сам выбирать, совершать ли ему моральный поступок или нет?26 марта, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемый раввин, не кажется ли вам, что если моральное действие является действием против желания, то наказывать за несовершение этого действия неправильно? Если несовершение морального действия против желания наказывается, то это действие является несвободным потому, что если человек сделает это действие, он сделает его из страха перед наказанием, а не потому, что это действие является правильным. Чтобы человек сделал моральное действие против желания, нужна свобода выбора. Свобода выбора — сделать или не сделать моральное действие против желания — существует, когда нет наказания за несовершение морального действия против желания. N. Читать дальше |
|
В идеале все евреи должны быть раввинами?12 марта, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемый раввин, должны ли все евреи в идеале стремиться быть праведниками, раввинами и посвятить всю свою жизнь Торе? Или у каждого из нас есть заложенные внутри сильные стороны и качества характера, которые мы должны реализовать в светской жизни, в профессиях, науках и т.д.? Например, чтобы реализовать свой потенциал, заработать большое богатство, помочь евреям по всему миру и прославить Вс-вышнего? Спасибо. N. Читать дальше |
|
Когда перестанет расти население? Страшно представить, что будет дальше…5 марта, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Население земли — 8 миллиардов человек. Когда перестанет расти население? Страшно представить, какое население будет в 8000 году. Борис Читать дальше |
|
Человек для общества или общество для человека?27 февраля, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Вопрос по государственному устройству с точки зрения иудаизма. Что должно стоять первым: человек для общества или общество для человека? Спасибо большое! D. Читать дальше |
|
Разрешает ли иудаизм изучать трансерфинг реальности?20 февраля, отвечает Рав Меир Мучник Шалом рав. Можно ли изучать трансерфинг реальности? И не противоречит ли это иудаизму? N. Читать дальше |
|
Что сегодня мешает человеку общаться с Б-гом?13 февраля, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемый Рав! Читал комментарий Сончино к Берейшис 3:19, там написано: «…Итак, труд преобразует землю и позволяет человеку совершенствовать и самого себя, однако самоуверенность и забвение того, что всякое благо исходит от Творца, часто приводят к трагедии, ибо человек не в состоянии увидеть всю картину целиком, он не обладает способностью глобального предвидения и, следовательно, не может произвести правильные расчеты. Таким образом, само наказание стало средством исправления и позволило человеку выполнить свое предназначение: преобразовывать землю. Однако то главное, ради чего был создан человек — диалог с Всевышним — отошло на второй план». Итак, как я понимаю: с одной стороны, труд — это благословение, данное Всевышним, с другой стороны, слишком полагаясь на себя, человек начинает забывать Б-га. Но сейчас ведь созданы все условия, чтобы облегчить труд человека, сейчас хлеб добывать намного легче, чем это было, скажем, 2000, 3000 лет назад и более. Сейчас разве нет условий для «диалога с Всевышним»? Сейчас что мешает человеку общаться с Б-гом? Или это будет, когда придёт Машиах? С уважением, Святослав Читать дальше |
|
Кто грешнее: священник-гомосексуал или людоед из лесов Амазонки?6 февраля, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемые Раввины! У меня во сне возник такой вопрос. Вот представим людей. Вот первый: «современный» священник из просвещенной и современной Европы. Он родился в религиозной семье, которая религиозна в нескольких поколениях. И этот священник потихоньку втайне стал превращаться в гомосексуала, стал втайне совращать учеников и прихожан, а когда постарел и настали времена вседозволенности, он стал свои сексуальные отклонения проявлять открыто и при этом стал венчать однополые браки. При этом он отчетливо понимает, что написано в Священных писаниях и что за это было бы в 50-х годах нашего века. Теперь возьмем второго человека: это абориген. Живет он в глубине лесов Амазонки, в так называемом «закрытом» племени. Племя никогда не видело цивилизации, «белого» человека и даже нормально не общалось с соседними племенами. С соседними племенами они воевали, чтобы забрать добычу и женщин для «обновления» племенной крови. Этот абориген четко и скрупулезно выполняет все ритуалы, которые устно передали ему его предки — от отца к сыну, от деда к отцу и т.д. — на протяжении 1000 лет. Он верит, что если он неправильно что-то сделает в ритуале, малейшую оплошность — чуть-чуть неправильно нарисует черточки на лице, — то духи его покарают. А хуже всего — духи могут уничтожить его племя. Он ест червей, пьет кровь, спит с ближайшими родственниками, ему даже удалось съесть белого человека с большим почтением и с большим уважением к нему. И никто ему не объяснит законы Ноя или другие законы. Он живет по тем законам, которые устно передали ему предки. Вопрос: кто из этих людей самый грешный? И как Б-г распорядится после смерти с их душами? Насколько грешен наш абориген, который нарушает все законы? N. Читать дальше |
|
Интеллектуальный труд ущербнее физического?29 января, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемый Рав! Хотел задать такой вопрос. Что говорит иудаизм об интеллектуальном труде? Он хуже, чем физический, или стоит наравне с ним? Спрашиваю это не просто так. На днях ездил к знакомой женщине на дачу. Возил тачки с песком, камнями и делал другую достаточно тяжёлую работу, от которой устал. А женщина та подсмеивалась надо мной и говорила, что это тебе (то есть мне) не тексты переводить на иностранные языки и что это никчёмная работа по сравнению с физическим трудом. Хотя я работаю в гардеробе (гардеробщиком, мне кажется, это само по себе в какой-то степени физическая работа, не могу тяжелее, так как я инвалид). Что Вы думаете об этом, Рав? Действительно ли интеллектуальный труд ущербнее физического? С уважением, N. Читать дальше |
|
Красное море расступилось благодаря сильнейшему землетрясению и цунами?26 января, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. На странице Толдот в ОК в публикации об исходе из Египта пользователь прокомментировал следующее: «Это явление подтвердили учёные, определившие время исхода евреев из Египта, сопоставив его с сильнейшим землетрясением в том районе, которое сопровождалось тектоническими подвижками земных пластов. В то же время в Красном море возникло цунами, по предположению учёных вода ушла от берегов — предположительно, на десятки км. Это и был момент, когда отлив помог евреям пройти. В результате появился Эйлатский залив и ландшафт, который мы видим, подъезжая к Эйлату. Вот это и были библейские сюжеты, описанные в Торе». Читать дальше |
|
Где граница между подхалимажем и уважительным отношением к человеку?23 января, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемый Рав! Подхалимаж, как и лицемерие, — грех. Но где разница между подхалимажем и уважительным отношением к человеку? Ведь это тонкая грань! Сказать человеку в культурной форме, не обидеть его — и в то же время не впасть в подхалимаж или лицемерие. Говорить всё в открытую, как говорят, «резать правду-матку» не будет лицемерием и подхалимажем, но ведь это может быть некультурной речью и, мне кажется, может быть, это уже будет злословием, что тоже грех? Как вы считаете? Как не уйти из одной крайности (подхалимаж) в другую (злословие)? С уважением, Святослав Читать дальше |
|
Кто была жена Моисея, Ефиоплянка, и какова была ее судьба?19 января, отвечает Рав Меир Мучник Приветствую Вас! Прошу Вас ответить на мой вопрос. Кто была жена Моисея, Ефиоплянка, которую он взял и за которую его упрекали Мариамь и Аарон, и какова ее судьба? Спасибо. Рубен Читать дальше |
|
Коллеги ведут себя по-хамски, проучить их физически?16 января, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! Несколько лет назад я прошел процесс переквалификации и сейчас работаю в IT-сфере. К моему большому удивлению, в этой области сравнительно очень много парней с чрезвычайно завышенным ЧСВ («чувством собственной важности») и порой ведущих себя совершенно по-хамски по отношению к коллегам. Я человек совсем не конфликтный, но какие-то чувства в ответ на такое неуважительное поведение копятся... В связи с чем хочу вас спросить: насколько важно (и важно ли), по вашему мнению, мужчине в возрасте 33 лет умение отстоять свою позицию в физическом конфликте? Ведь каждый раз уступать и прощать или копить в себе — тоже ведь такое себе... тем более, в подобных коллективах. Порой просто хочется, извиняюсь за выражение, «настучать по башке». N. Читать дальше |
|
Кто назвал Моше — «Моше»?12 января, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Скажите, было ли у Моше еврейское имя от Амрама и Йохевед? Если имя Моше египетское, то почему оно происходит от еврейского слова «вытаскивать»? И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»? Спасибо, с уважением, Ребекка Читать дальше |
|
Зачем был нужен Потоп?3 января, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. Подскажите, пожалуйста, зачем необходим был потоп? Ведь если первые потомки Адама (кроме Ноаха и его семьи) были удостоены гибели в водах, то, значит, они были непригодны к исправлению. Если они непригодны к исправлению, то можно предположить, что это какая-то специально допущенная ошибка в сотворении. (Задаю данный вопрос в контексте главы Экев, напоминающей о пути исправления). Короче говоря, зачем разбивать сад, чтобы выбрать из него только лучшее дерево, если ты заранее знаешь, как это дерево вырастить? Подскажите, пожалуйста, в каких источниках об этом можно почитать подробнее (на русском или на английском). N. Читать дальше |
|
Чтобы исправлять мир, надо смотреть на него критически?25 декабря 2023 года, отвечает Рав Меир Мучник Ш-лом, уважаемый рабби! Если человек видит в мире только хорошее, как такой человек захочет что-либо в таком мире исправлять? Браха вэ-ацлаха (благословения и удачи)! Андрей Читать дальше |
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?