Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кому первоначально принадлежал Хешбон и окрестности?

Темы: География ТаНаХа, Танах, Тора с комментарием Раши, Овадья Климовский, Моав, Амон, Сончино

Отложить Отложено

Вопрос касается недельной главы Хукат и сопутствующей Гафтары (отрывок из книги Судей про войну Ифтаха с Аммоном). В тексте Торы сказано, что Хешбон и его окрестности, которые евреи отвоевали у Сихона, прежде принадлежали Моаву. Раши комментирует, что Вс-й специально отдал эти Моавские земли Сихону, чтобы евреи могли их у Сихона забрать (воевать с Моавом, а также с Аммоном и Эдомом, евреям в то время было запрещено). Известен также комментарий (по-моему, тоже Раши), что через 300 лет, во времена Ифтаха, эти земли у Израиля пытался забрать царь… Аммона. Вопрос: какое отношение имел Аммон к этим землям (Хешбону и окрестностям)?

P.S. Я пытался найти ответ у комментаторов. 1. Раши этот момент не освещает (точнее, я не нашел). 2. Сончино в комментарии на Тору пишет, что судья Ифтах через 300 лет отстаивал эти земли в войне с… Моавом, а в комментарии на Гафтару (Сончино комментирует Гафтарот) — что это земли, которые Сихон отобрал у… Аммона. Все перепуталось. 3. Сборный комментарий на Шофтим (издательство Бней Давид) пишет, что Аммонитский царь, в силу близкой родственности с Моавом, заявил, что имеет право отвоевывать эти земли у евреев. Может быть, это и есть ответ? Ицхак

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Ицхак!

Существует предание (Хулин 60 б), которое гласит: «(Земли) Аммона и Моава “очистились” с помощью Сихона». Как Вы объяснили, после того, как Сихон завоевал эти земли, они стали доступны и для сынов Израиля, тогда как отвоевывать их у Аммона и Моава евреям было запрещено. Многие комментаторы обратили внимание на то, что Гмара говорит не только о землях Моава, но и о землях Аммона. И из книги Йеошуа (13) тоже видно, что евреи получили часть земель не только из тех, что принадлежали когда-то Моаву, но и из тех, что были во владении Аммона. Таков простой смысл комментариев Рамбана, и так все это понимает Тора Тмима. Таким образом, нет ничего удивительного, что царь Аммона требовал свои (бывшие) земли у Ифтаха.

Остается только маленький вопрос: почему же Тора говорит только о землях Моава? Я не нашел ответа на него в классических комментариях, однако можно предположить, что речь здесь шла о столице, городе Хешбон, и поэтому прежде всего было отмечено, что когда-то она принадлежала Моаву.

Но справедливости ради заметим, что есть комментаторы (например, автор книги Кафтор ва-Ферах), которые объясняли это предание так: Танах всегда упоминает Моав и Аммон вместе, так как они были ближайшими родственниками, однако в нашем случае евреи получили только земли Моава. Чтобы объяснить то, что написано в книге Шофтим, эти комментаторы, возможно, воспользуются объяснениями, которые привели Вы. Или объяснят, как Мальбим, из комментариев которого следует, среди прочего, что в древние времена царь Аммона владел и землями Моава, которые достались народу Израиля, так что аммонитяне считали себя обиженными.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: кто такие Аммон и аммонитяне

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его