Темы: Обида, Запреты, Заповеди, Месть, Прощение, Любовь к ближнему
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Возник достаточно насущный вопрос, который хоть и не будет иметь отношения к практическому применению, но скорее нужен для теоретического обоснования самого понятия.
Мне довелось наткнуться на статью про «Месть» на сайте, прочитал — и всё же не смог увидеть, почему Тора запрещает мстить. Почему? Разве месть — это не акт воздаяния, возмездия, которое, логично, перекликается с самой идеей Торы о Справедливости?
И тут речь идёт не о каких-то уголовных преступлениях, а именно о бытовых. К примеру, твой друг, зная, что ты очень близко к сердцу принимаешь некоторые вещи, делает их, а потом даже не извиняется и не чувствует никакого раскаяния за то, что, допустим, пошёл в гости к другому человеку (неприятному тебе), хотя вы договаривались с ним на это же время.
В чём проблема поступить с ним так же? Так же не пойти к нему, когда он ждёт, а вместо этого пойти к другому человеку (неприятному ему)? Сделать так, чтобы он осознал неприятность своего поступка и вы смогли бы прийти к какому-то компромиссу по этому вопросу раз и навсегда (условно: разговоры не помогают)?
Сам считаю, что месть — достаточно низко (не почему-то, просто установка такая), но я могу понять, почему она уместна, и не могу понять, почему она запрещена. Тода Раба (спасибо большое) заранее! С уважением, Шимон
Здравствуйте, Шимон!
Вы задаете хороший вопрос.
Действительно, месть вроде бы является актом воздаяния, восстановления справедливости, так почему бы нет?
Более того, в Торе вроде бы можно найти примеры, когда месть действительно разрешена — или такое создается впечатление.
Первый пример — в главе Матот (Бемидбар 31:2). После того, как мидьянитяне побудили евреев к идолопоклонству — служению Бааль-Пеору (там же, 25:1-17), что привело к мору, Б-г говорит Моше: «Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам…» И Моше отправляет целую армию, которая разбивает Мидьян, убивает его царей и всех мужчин, а также тех женщин, которые побуждали евреев служить Бааль-Пеору. Очень даже крутая месть, которую буквально Сам Б-г предписал.
Почему же Тот же Б-г велит: «Не мсти и не храни злобы…» (Ваикра 19:18)?
Более того, в Талмуде (Йома 23а) сказано: «Любой мудрец (талмид хахам), который не мстит и не держит в душе обиду, как (держит) змея, не является (истинным) мудрецом».
Талмуд спрашивает, как это утверждение согласуется с другим, где восхваляются те, кто «слышат, как их оскорбляют, но сами не отвечают оскорблениями; слышат, как их поносят, но в ответ молчат» (Шабат 88 б)? И разрешает противоречие так: отвечать на оскорбления не следует, но «в сердце держать обиду надо» (пока обидчик не попросит прощения).
И Маараль[i] объясняет: не отвечая на оскорбления, мудрец должен все-таки «держать обиду в душе» как мысленное неприятие несправедливости происходящего, внутренний протест против нее. Конечно, когда человек уступает в споре и не ввязывается в перепалку, с его стороны это благородно. Но, с другой стороны, уступка и компромисс противоречит строгой и бескомпромиссной логике вещей.
А именно такая бескомпромиссная логика должна быть в природе мудреца; полуправда и противоречия должны резать ему слух и не давать душевного покоя. Ведь изучение Торы требует умения задавать вопросы, а затем давать ответы, выявлять противоречия, а затем разрешать их. Поэтому тот, у кого не развито логическое мышление, не может добиться больших успехов в изучении Торы и стать мудрецом. А умея тонко чувствовать и выявлять логические противоречия при изучении Торы, мудрец автоматически будет ощущать их и в жизни.
Поэтому, даже если на практике он уступит, поскольку так поступать благородно, в душе он будет жаждать бескомпромиссной справедливости. И его будет коробить оттого, что ее так трудно добиться и приходится уступать (в отличие от споров о Торе, где он приучен в борьбе за истину идти до самого конца). Но — все-таки уступать.
И возвращаемся к нашему вопросу: почему же следует уступать, а мудрецу, если и держать обиду, то только «в сердце»?
Представляется, что ответ содержится прямо в том же стихе, который запрещает месть, надо просто прочесть до конца: «Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, а люби ближнего твоего как самого себя…» Вот кому — и почему — не надо мстить. Своим собратьям! Врагам — да, мсти, так им и надо, они погубили твоих людей, а ты — их. Но ближнему — нет, потому что его нужно возлюбить!
А это значит, среди прочего, рассматривать себя и ближнего как единое целое. Поэтому даже если получишь от него пощечину — это как правая рука одного человека ударила его левую руку. Теперь что же — левая будет мстить и ударять правую? В этом нет никакого смысла, пострадает то же тело, тот же человек.
Поэтому даже если естественным образом в нас вскипает обида, обуздываем. А еще лучше — научиться не обижаться, а предполагать, что, скорее всего, ближний вовсе не намеревался нас обидеть. Ведь кого любим, того судим благосклонно, оправдываем и предпочитаем не видеть его недостатки и проступки. Он что-то против нас сделал — наверное, не нарочно. А если и с каким-то намерением, ну что я ему сделаю, я же его люблю!
Таким образом, запрет мстить напрямую связан с заповедью возлюбить. Да, строгая логика диктует месть. Но эта строгая логика должна уступить чувству единства и любви. Ради них многое можно не замечать или забывать.
Вы задаете вопрос: если друг сделал что-то, что неприятно мне, разве по логике я не могу сделать и ему что-то аналогичное, чтобы осознал неприятность своего поступка, извлек урок — и мы бы договорились?
А Вы уверены, что в таком случае именно это он сознает? Вообще, люди любят, когда им делают нечто неприятное, «чтобы проучить»? Они принимают такие «уроки»?
Обычно нет. Скорее всего, когда Ваш друг сделал Вам что-то неприятное, он вовсе не намеревался Вас уколоть, а просто сделал то, что захотел или посчитал нужным, особо не задумываясь, как это воспримете Вы. Или даже задумывался, но решил, что это вовсе не выпад против Вас и это очевидно, и Вы должны это понимать. А, может быть, даже имел в виду уколоть — но потому, что был в обиде на Вас за какой-то поступок! О котором Вы понятия не имеете — потому что не намеревались его уколоть!
Поэтому, когда Вы сейчас сделаете что-то неприятное ему, он воспримет это не как «месть» и «урок», а как неспровоцированный выпад против него! «Месть», говорите? Да кто вообще дал нам право судить ближнего и решать, что он неправильно поступил и заслуживает какого-то наказания, а там и назначать себя на роль исполнителей. Да еще и «учителей», которые преподают ему «урок».
Он хороший человек!!! И не маленький глупец по сравнению с нами, не тот, кому надо давать какие-то «уроки». Наоборот, возможно, это Вы его совсем не поняли, если делаете из него плохиша. Хотя бы сообщили сначала, в чем дело, и спросили его, тогда он бы всё объяснил. А так — даже слова ему не дали, сразу назначили виновным и взялись наказывать!
И начнется то, что иногда называют «порочным кругом насилия»: бесконечный обмен ударами. Ибо каждый считает, что на предыдущем этапе обидели его, а теперь он мстит. Но другая сторона считает, что, наоборот, на предыдущем этапе «я отомстил за предыдущее его насилие» и «сравнял счет». А теперь он снова наносит «неспровоцированную» обиду, и я снова буду должен отомстить, поскольку «нельзя такое терпеть».
В конфликтах между разными народами и государствами такое наблюдается сплошь и рядом, включая то, что происходят прямо на наших глазах.
Так что если речь идет о враге, с которым нам важнее свести счеты, чем помириться, то да, мстить не возбраняется. Только и здесь оговорка: поможет это скорее в ситуации, аналогичной ситуации с Мидьяном: у тебя есть возможность нанести такой удар по врагу, от которого он уже не оправится. Как евреи разгромили Мидьян наголову, всех царей и мужчин перебили — и шли на это, зная, что Сам Б-г велел и поможет добиться именно этого результата.
Иначе, если своим ударом ты не уничтожаешь или не ослабляешь фатально противника, а только временно выводишь его из строя или просто наносишь укол, а потом — и он тебе, то стоит задуматься, не лучше ли заключить какое-то перемирие, иначе грозит тот самый «порочный круг насилия». И тогда уже — как тоже говорят: «Не будь правым, будь мудрым».
Но если речь о ближнем, которого надо возлюбить (да мы к этому в принципе и стремимся), то не надо! Попытка отомстить с большой вероятностью приведет только к эскалации конфликта и усугублению обид, к нанесению новых и, таким образом, скорее нанесет ущерб отношениям, возможно фатальный, чем улучшит их.
Поэтому стоит воздержаться от мести, хотя и страшно хочется, и жжет, что он нанес тебе рану, а ты ему нет. И так он останется безнаказанным, а то и вовсе не поймет, что натворил, какую боль тебе причинил??? Да, это действительно вопреки логике и чувству справедливости!
И, тем не менее, мстить и не надо, и не поможет. Лучше мягко сказать: ты сделал так-то и так-то, может, ты не намеревался, но меня это ранило. Велика вероятность, что в ответ друг удивится: конечно, я не намеревался тебя обидеть, и в голову не приходило, разве я мог бы? И, может быть, даже извинится. Только так есть шанс. А можно вообще проглотить обиду, не заметив поступок ближнего, тут уже зависит: что за поступок, и можно ли так проглотить.
Пусть будет поменьше подобных недопониманий и ненамеренных уколов между нашими собратьями, чтобы никто и не хотел мстить, а только любить!
С уважением, Меир Мучник
[i] Раби Йеуда-Лива бар-Бецалель (Маараль из Праги; ок. 5272-5369 / ок. 1512-1609) — выдающийся законоучитель, мыслитель и каббалист; духовный лидер еврейских общин Польши и Богемии.
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Реувен Пятигорский
Мирьям Климовская
Семейные скандалы происходят нередко. Следуя несложным правилам, можно взять себя в руки и перестать решать проблемы при помощи крика.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Раби Йосеф Герц
Разъяснение заповеди о любви к ближнему: это определение относится и к тем, кто принял гиюр, присоединился к еврейскому народу, верит в единого Б-га и соблюдает законы Торы.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?