Темы: Избранность, Страдания, Предназначение, Народы мира, Смерть, Жизнь, Безопасность, Опасность, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, уважаемые раввины. В связи с ситуацией в Израиле хочется задать вам вопрос: действительно ли евреи — избранный Богом народ? Ведь на протяжении всей истории нас постоянно убивают, сжигают, пытают, уводят в рабство, женщин насилуют, издеваются над беременными, детьми, младенцами, стариками.
Б-г дал нам Эрец-Исраэль, в которой нас тоже постоянно убивают. Нам нигде нет покоя, в то время как другие народы прекрасно себе живут, притом что являются идолопоклонниками. У Бога милость к Ишмаэлю за обрезание, за такую мелочь они получили власть над евреями на тысячи лет.
Когда же наступит наша очередь, когда мы увидим Его милость по отношению к нам, когда Он заступится за нас? Когда придет Машиах, в каком поколении, кто его увидит и почему именно те, хотя все поколения страдали? Всё выглядит, как будто мы для Бога пушечное мясо. Дима
Здравствуйте, Дима!
Ваш крик души понятен, все мы так или иначе «закричали», когда наш народ подвергся такой зверской атаке. Она действительно напомнила о столь многочисленных черных страницах нашей истории, особенно — о несчитанных погромах в Европе и кульминации мучений в Холокост. Поистине, террористы вели себя как нацисты, и потому мы молимся о полном уничтожении той темной силы, которую они представляют.
Но в свете этого у Вас возник вопрос: а евреи точно избранный народ? Почему в течение всей истории они подвергаются таким страданиям?
Что ж, так или иначе, евреями мы являемся точно, поэтому по-еврейски ответим вопросом на вопрос: а мы точно понимаем, в чем именно заключается избранность?
Что мы думали: «избранный» означает взятый Б-гом к Себе во дворец, чтобы пребывал там у Него в особой безопасности? Или — выделенный из массы и посаженный где-то там высоко в недосягаемости, а остальные, глядя, думают, что он очень крутой, любуются и восторгаются?
Нет, далеко не всегда дела обстоят таким образом. Хотя бы потому, что даже если кто и сидит так высоко, то обычно вызывает не только и не столько восхищение, сколько зависть и гнев: ишь ты, уселся там, красавчик! Выделяясь так, он становится мишенью, привлекая к себе внимание тех, кто может подумать: если что и круто, так это его скинуть. Даже если просто сидел бы и ничего не делал.
Тем более — если что-то делает.
Ведь на самом деле наш народ «избранный» — для выполнения миссии.
Как «избран», например, президент или другие политики. Это уже обсуждали в связи с другими распространенными вопросами об «избранности» евреев.
Для чего «избран» политический лидер страны? Чтобы сидеть там во дворце и наслаждаться привилегиями? Нет, конечно. Он избран для управления страной. В самой могущественной стране мира на данный момент пост президента называют самой трудной работой. Потому что это невероятное напряжение — справляться с неимоверным количеством вызовов, иметь дело с мощными силами и колоссальным давлением и отвечать за всё перед безжалостным обществом.
Которое в данном случае может не только критиковать и обливать грязью. Поскольку политик — лицо видное, а его деятельность может всерьез кому-то мешать или просто кому-то сильно не нравиться, возможны покушения на его жизнь. Примеров в истории немало. Поэтому первое, что получает человек, избранный на высокую должность, — это охрану.
Так что избранность — это не привилегированное, защищенное положение, а, наоборот, опасная работа. И охрана — это не повышенная безопасность, а повышенная мера безопасности — ввиду наличия повышенной угрозы.
Зачем же человеку вся эта избранность? Не лучше ли тихо где-нибудь сидеть и не высовываться, и не становиться мишенью?
Для физического выживания в этом мире — может быть. Но тогда не будет выполнена миссия, мир не получит тех благ, какие избранный человек призван дать. И сам этот человек не реализуется, не совершит всего, на что способен, и таким образом не получит высшего блага — чувства достижения и той самой реализации.
Ведь «избран» еврей именно потому, что обладает повышенной энергетикой, «пассионарностью» и обостренным чувством справедливости — всё это дает ему возможность оказывать то самое «непропорциональное влияние» на мир, в котором его некоторые обвиняют. Да, как «непропорциональное влияние» оказывает на жизнь всех людей какая-то горстка политиков.
Вот еврею и не сидится. Та самая энергетика и жажда справедливости не дает покоя и толкает его на действия. Чтобы действительно сделал свое дело.
А Б-г предоставляет охрану — да, очень даже предоставляет. А как же все эти жертвы в течение всей истории? А так: без охраны Б-га нас вообще уже давно не было бы. А так всё-таки выживаем и выполняем свою миссию, вопреки всему. Охрана встает «ох, рано», точнее, вообще не спит, но и угроза нападения разбойников повышенная.
Но почему нельзя полностью защитить? Почему «железный купол», которым Б-г накрывает нас не только в последние годы от ракет, но и в течение всей истории — от целого спектра угроз, временами дает сбой и пропускает удары? Разве это справедливо в отношении народа, самоотверженно выполняющего такую важную миссию?
«Справедливость», может быть, не совсем то слово… Скажем так: важность и драгоценность чего-то зачастую подчеркивается и ощущается именно в результате наличия угроз и факта уязвимости. Драгоценно то, что не всегда и не везде найдешь, а если и найдешь, то легко можешь потерять. Оттого и ценишь, и лелеешь. Иначе, если бы ничто не угрожало или можно было бы легко воспроизвести, «бабы новых нарожают», то чего сейчас беспокоиться и так тщательно оберегать?
Поэтому именно наличие угрозы — и не просто теоретической, а вполне реальной возможности ее реализации — помогает нам осознать избранность нашего народа, ценить его сущность и миссию. И — стараться как можно более эффективно ее выполнять, работать не покладая рук. А то вот ведь какие угрозы, кто знает, сколько нам отведено времени. Потому это время драгоценно, не терять, использовать по полной каждый день, каждую секунду.
Так что — «за работу, товарищи!»
С уважением, Меир Мучник
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Бенцион Зильбер
Продлить жизнь на час?
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Почему Тора, являющаяся основным ключом к добру, была дарована только Израилю?
Рав Ашер Кушнир
В чём избранность еврейского народа?
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Для праведников существует много путей искупления