Темы: Исправление, Цель творения, Предназначение, Ноах, Потоп, Радость, Смерть, Жизнь, Праведники, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Подскажите, пожалуйста, зачем необходим был потоп? Ведь если первые потомки Адама (кроме Ноаха и его семьи) были удостоены гибели в водах, то, значит, они были непригодны к исправлению. Если они непригодны к исправлению, то можно предположить, что это какая-то специально допущенная ошибка в сотворении. (Задаю данный вопрос в контексте главы Экев, напоминающей о пути исправления).
Короче говоря, зачем разбивать сад, чтобы выбрать из него только лучшее дерево, если ты заранее знаешь, как это дерево вырастить? Подскажите, пожалуйста, в каких источниках об этом можно почитать подробнее (на русском или на английском). N.
Здравствуйте, N.!
Вы задаете хороший и важный вопрос. Тот факт, что Б-г послал Потоп, в котором были уничтожены все, кроме Ноаха с семьей, вроде бы свидетельствует: всё было «не то», кроме них.
Но, поскольку Б-г знает будущее, Он, конечно, знал всё это заранее. Почему же изначально сотворил всё человечество, а не только Ноаха? Ведь это человечество было негодным. С Ноаха и надо было начинать!
Ответ на этот вопрос можно вывести из комментария Раши[i] к стиху Берешит 6:6[ii], где сказано, что, решив уничтожить человечество в Потопе, Б-г «восскорбел». Комментарий следующий: нееврей спросил у раби Йеошуа бен-Корха[iii]: если Б-г знает будущее, почему же Он «восскорбел»? Ведь Ему всё было известно заранее и потому с самого начала надо было скорбеть — а, может, и вовсе не создавать тех, кого потом грустно будет уничтожать.
В ответ раби Йеошуа спросил его:
— Рождался ли у тебя когда-либо сын?
— Да.
— И что ты тогда делал?
—Радовался.
— Но ты же знал, что в конечном счете он умрет!
— В час радости радуются, в час скорби скорбят.
— Вот и Б-г так. Конечно, Он знал, что сотворенные Им люди согрешат и придется их уничтожить. Но всё же сотворил их ради праведников, которые от них произойдут.
Итак, прежде всего, в час радости радуются, в час скорби скорбят. Простой смысл: когда человек рождается, смерть еще далеко, а рождение — радость, будет жизнь. Этому и радуемся сейчас, сам факт начала жизни того стоит, хотя знаем, что будет и конец.
Но этого вроде бы недостаточно: а если знаем заранее, что и сама жизнь будет такая, что лучше бы не рождался? Зачем Б-г создал допотопные поколения, если знал, что они не только будут уничтожены, но и всей своей жизнью заслужат это уничтожение? Зачем создал Гитлера, зная, что тот сделает? Какая может быть радость при сотворении таких людей?
На это раби Йеошуа отвечает: Он создал тех людей ради праведников, которые от них произойдут. То есть, даже если сами по себе они ничего хорошего не сделают, от них произойдут люди, которые что-то хорошее сделают и их жизнь будет ценна.
Однако остается вопрос. В ситуации Потопа кто оказался таким ценным человеком? Ноах. Но ведь он произошел не от всего человечества, а конкретно от людей, перечисленных в цепочке от Адама до него самого (Берешит 5). Ну, чтобы произвести потомство, им нужны были жены, значит, включим и их, каждую со своей цепочкой родословной. Но ведь не всё человечество!
Более того, как Вы сказали, если заранее знаешь, как вырастить лучшее дерево, зачем разбивать целый сад? Зачем вообще все эти цепочки? Зачем создавать грешников ради праведников, которые от них произойдут? Надо сразу создавать тех самых праведников!
Б-г знал, что в конечном счете всё придется начинать сначала — с Ноаха. Вот его и надо было создать с самого начала. То есть, вместо Адама. Или, если очень надо было создать первым Адама, то — вместо его сыновей. А то из всех потомков Адама ведь в конечном счете только Ноах с семьей оказались достойными продолжения. Зачем же все остальные люди — и промежуточные поколения?
Ответ представляется таким: решение Б-га вовсе не означало «всё начать сначала». Ведь, как нам хорошо известно из истории, она состоит из разных эпох, каждая — со своим характером и духом — и такими воспитывает людей. Они созданы именно так, чтобы смогли жить в этой эпохе — и что-то делать, и чего-то добиваться, и иметь свой выбор между добром и злом.
Мы бы не смогли жить в более ранние эпохи, для нас они были бы слишком суровы. Но и представители тех эпох не смогли бы жить в нашу, она для них чужда. Поэтому старшее поколение вечно жалуется на молодежь. Так что каждое поколение имеет свой характер и создано именно для своей эпохи.
И Ноах с семьей тоже были представителями своего поколения. Которое было десятым по отношению к Адаму.
Это не просто число и временной отрезок. Это иная сущность. Поэтому Ноах не мог быть создан сразу вместо Адама или вместо его сыновей: он был человеком не первого поколения и не второго, а десятого. Надо было создать Адама в качестве первого человека, его сыновей — в качестве второго, и т. д. Кроме того, каждый человек формируется не только родителями, рождением и воспитанием, но и обществом. «Поколением», «эпохой» в целом. Является ее «продуктом».
Хотя окружающее Ноаха общество было грешным, а сам он праведным, это не значит, что никакой связи между ним и обществом не было вообще. Ведь Ноаху было заповедано строить ковчег долго и на открытом месте, чтобы люди видели и спрашивали его о том, что он делает, а он в ответ говорил бы о планах Б-га послать Потоп и о необходимости раскаяния.
Как отмечают мудрецы, конкретно с этим заданием он справился не очень хорошо — никто не раскаялся. Но, так или иначе, связь с окружающими людьми у него была, и если он и не сумел воздействовать на них, всё-таки более тонкое и фундаментальное влияние они друг на друга оказывали, как люди любого общества любой эпохи.
Отсюда ответ на Ваш вопрос. «Разбивать сад» надо было для того, чтобы в нем выросло одно пригодное дерево — через десять поколений. Сразу сажать только его было нельзя — другое было время. И сотворение всего остального человечества — не ошибка, ибо только десятое его поколение было признано негодным, а сначала была вся цепочка, в которой было всё, что в конечном счете породило и сформировало Ноаха.
Да и само десятое поколение внесло в его формирование свой вклад, и только после этого оказалось непригодным для чего-либо еще и было уничтожено.
А если взять того же Гитлера? У него ведь не было потомства. Но, как сказано, тут не только прямое потомство, но вообще влияние, которое может быть оказано на данном этапе с последствиями для этапов следующих. Роль звена в цепочке.
А уж Гитлер повлиял. В корне изменил характер цепочки. Да, именно тем. До него — цепочка разных поколений европейского еврейства. После него — уже больше израильского и американского. Конечно, способ перехода от одного к другому — чрезвычайно катастрофический. И самого Гитлера за это Б-г судил. Но нельзя сказать, что в его создании не было цели — была, кто-то должен был проделать грязную работу.
Поэтому более обобщенно можно сформулировать так: Б-г создает нечестивцев ради праведников, которые от них произойдут, — или ради любых необходимых последствий, к которым приведет их — как «звеньев цепочки» — деятельность.
Остается молиться, чтобы наше сотворение было ради нас самих — нашей праведности, ну, и чтобы роль, сыгранная нами в цепочке, оказалась не «грязной», а «чистой» работой.
С уважением, Меир Мучник
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Берешит 6:6: « И пожалел Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в в сердце Своем».
[iii] Раби Йеошуа бен-Корха (бен-Карха) — танай (мудрец Мишны) четвертого поколения, жил в Эрец-Исраэль, был учеником Раби Акивы, товарищем раби Меира, рабана Шимона бен-Гамлиэля II, раби Йосэя бен-Халафта и др., учителем раби Элазара, сына раби Шимона, и Раби Йеуды а-Наси.
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Рав Реувен Куклин
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его